Новости

Худрук российского театра: о Баку артисты отзывались восторженней, чем обычно

Художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра "Санктъ-Петербургъ Опера" Юрий Александров раскрыл некоторые подробности скорых гастролей.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан

В рамках Года театра России и 100-летия Азербайджанского государственного академического русского драматического театра Государственный камерный музыкальный театр "Санктъ-Петербургъ Опера" представит в Баку два уникальных спектакля в постановке Юрия Александрова - "Искатели жемчуга" и "Фауст", а также гала-концерт солистов и оркестра театра. В преддверии гастролей, которые пройдут с 17 по 19 декабря, народный артист, художественный руководитель театра, лауреат Российской национальной театральной премии "Золотая маска" Юрий Александров раскрыл в интервью Sputnik Азербайджан некоторые подробности программы.

На российском телеканале стартует сериал с участием азербайджанского актера >>

- Солисты "Санктъ-Петербургъ Опера" в прошлом году выступали на бакинской сцене. Понравилось ли им в нашем городе, и как они восприняли новость о своем повторном приезде в Баку?

- Наш театр очень много ездит на гастроли по России и за рубеж. Мы совсем недавно были во Франции, Польше, Греции, Латвии, например, но таких восторженных отзывов, как после поездки в прошлом году в Баку, я не слышал от артистов давно. Им понравился и прекрасный город с богатой историей, и теплый прием, особенно азербайджанская кухня.

- У театра богатый репертуар, почему в этот раз вы решили представить в Баку именно "Искатели жемчуга" Жоржа Бизе и оперу "Фауст" Шарля Франсуа Гуно?

- Каждый коллектив везет лучшее, что есть в репертуаре театра. У нас он богатый, нам есть что показать, но сейчас выбор пал на два свежих спектакля (премьеры "Искателей" и "Фауста" прошли сравнительно недавно), очень разных как в музыкальном отношении, так и по режиссерскому рисунку. Успех этих работ определила публика. Мы играли их в Москве и в Европе, и каждый раз зритель выходил из зала с сильными впечатлениями.

Пятнадцатилетняя азербайджанка попала на обложку турецкого издания - фото >>

"Искатели жемчуга" – элегантная восточная сказка для взрослых о чистой любви и подвиге, жертве и благородстве. Всем иногда хочется помечтать, возможно поэтому сейчас так популярен жанр фэнтези. "Искатели" – это его оперная альтернатива, неземной красоты музыка и красочные декорации позволят на один вечер сбежать от всего обыденного и рутинного, что есть в нашей жизни.

"Фауст", напротив, имеет прочную конструкцию, это спектакль со смыслом, в котором мы говорим о своих отношениях с современными проблемами. Мир сходит с ума. Нравственные ценности сейчас просто вызывают улыбку, отторжение или даже издевку. Если раньше Достоевский писал, что весь мир ничего не стоит в сравнении со "слезинкой ребенка", то сейчас детские слезы льются рекой, и никому до этого нет никакого дела. Реальность страшна, люди стали совершенно безразличны к страданиям других. Многие начинают говорить о конце света, не понимая, что конец света наступает прежде всего в безразличной душе.

Азербайджан – вместе и навсегда: Эмин гордится успехами земляков в России - фото

У каждого человека есть черное пятнышко, некое альтернативное "я", которое может развиться, и тогда его разъедят страсть, алчность, злоба. Каждый может стать монстром, поэтому сегодня очень важно просто остаться собой, иметь мужество свободно говорить о том, что думаешь. Это сложная тема, но она меня очень беспокоит, ведь над современным человеком очень много работают, он превращается в некое безвольное существо без собственного "я". Люди перестают мыслить, все больше подвергаются воздействию интернета, телевидения. Они становятся толпой, которую очень легко контролировать, внушать какие-либо идеи. В таких условиях несложно создать определенную формацию человека, по типу Франкенштейна. Об этом наш "Фауст".

- Спектакли на эти произведения ставились во многих театрах разных стран. Чем отличаются ваши постановки?

- Я не могу говорить о постановках других театров, думаю, со многими интересными спектаклями я просто еще не знаком. Но могу назвать причину, по которой наши спектакли отличны от работ других коллективов. За ними всегда стоит скрупулёзная долгая работа. Иначе я не могу. И все, как и в моем родном театре, так и во многих других, куда меня приглашали работать, знают, что мне важна каждая мелочь.

Азербайджанка выиграла корону конкурса "Императрица России" >>

Хороший спектакль – это в первую очередь слаженный ансамбль солистов и прочный союз режиссера с дирижером. Именно благодаря крепкому ансамблю у зрителя создается ощущение, что все происходящее на сцене как в музыкальном отношении, так и в драматическом – легко и органично. Но чтобы этого достичь, нужны многочасовые изнурительные репетиции.

- Завершит турне в Баку театр гала-концертом. Какие новые арии и дуэты из популярнейших опер русских и зарубежных композиторов будут представлены бакинцам в этот раз?

Ужас до Голливуда доведет: сыгравшую в триллере азербайджанку заметили продюсеры из США

- В этот раз мы готовим для Баку специальную программу, в которую войдут и номера из произведений, не идущих в "Санктъ-Петербургъ Опере". Я считаю, что труппа должна развиваться, солисты всегда должны быть в тонусе. А чтобы не останавливаться на достигнутом и расти, вокалисты все время должны осваивать новый репертуар, работать с разными стилями и жанрами, так рождаются уникальные концертные программы, которые пользуются большим успехом как в Петербурге, так и в других городах, где мы их представляем.

- Знакомы ли вы с азербайджанским оперным искусством?

- Первый, кого мне хотелось бы назвать, отвечая на этот вопрос, - великий артист и композитор Муслим Магомаев, ведь он начинал как оперный певец. В моей памяти навсегда останутся великолепно исполненные им партии в операх "Севильский цирюльник" и "Риголетто". Я знаком с творчеством таких азербайджанских композиторов, как Узеир Абдул-Гусейноглы Гаджибеков, Кара Абульфазоглы Караев и многих других, конечно. Так как я часто работаю в разных театрах в России и за границей, мне приходилось выпускать спектакли вместе с очень талантливыми азербайджанскими музыкантами, например, с дирижером Вероникой Дударовой. Этот список можно продолжать и продолжать…

- Есть ли в планах включить в свой репертуар оперные арии или же постановки азербайджанских композиторов?

- Думаю, все в этой жизни возможно, скоро я в первый раз посещу Азербайджан. Уверен, что встречу много интересных и талантливых людей, и если появится возможность сотрудничества, то буду очень рад.

- Как вы считаете, режиссер должен вести за собой зрителя или потакать вкусам толпы?

- Это очень сложный вопрос… "Потакать" толпе, конечно, не надо, но понимать, кто твой зритель, что его волнует и о чем он думает – необходимо. Многие режиссеры – эгоистичны, они хотят только вести публику за своей идеей и, наверное, так и должно быть. Однако разве это может получиться, если не знаешь, до кого ты пытаешься достучаться? Во всем должна быть золотая середина, но найти ее порой трудно.

Гюльнара Халилова представила коллекцию верхней одежды из келагаи - фото

- Над какой постановкой сейчас вы работаете? Какие дальнейшие творческие планы?

- В Баку мы приедем буквально на следующий день после выпуска премьеры. Для театра это важное событие, потому что мы представим в Петербурге практически неизвестную первую оперу Александра Даргомыжского "Эсмеральда". Спектакль получился очень колоритным, надеюсь, что однажды все сложится, и мы покажем его и бакинской публике. В планах стоит также постановка оперы "Электра" Рихарда Штрауса.

- Как вы считаете, в чем состоит основное отличие вашего театра от других?

- Думаю, если ответить коротко – подходом к работе. Наш театр сравнительно молодой и мы – одна большая команда. Среди нас нет людей, чей вклад в общее дело не важен. С одной стороны, "Санктъ-Петербургъ Опера" – это творческая лаборатория, в репертуаре никогда не появлялось спектакля просто так – это всегда было высказывание театра на тему, которая нас глубоко волнует. На протяжении 33 лет театр всегда занимал определенную позицию – мы пытались дать альтернативный, независимый от сложившихся канонов свежий взгляд на классику. С другой стороны, мы остаемся наследниками традиций русского репертуарного театра и для меня очень важен профессионализм людей, с которыми я работаю.

Худрук российского театра: о Баку артисты отзывались восторженней, чем обычно

- Вы взрастили немало оперных звезд. Есть ли у вас рецепт - как зажечь звезду?

- Да, в нашем театре начинали свой путь такие артисты, как Владимир Галузин, Венера Гимадиева, Анна Нечаева, Анна Горячёва, можно назвать еще многих. Никакого "рецепта" нет… Необходимо увидеть человека, его возможности и таланты, помочь ему раскрыться. Как это сделать? Ответ снова очень простой – много работать, других способов я не знаю. А "вбивать" что-то в кого-то не имеет смысла, как и игнорировать его индивидуальность.

- В следующем году у вас юбилей. Как намерены его отметить?

- Выпить в кругу друзей (смеется).

***

Синглы азербайджанца получили платиновый статус в России

На сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета 17 декабря "Санктъ-Петербургъ Опера" покажет постановку "Искатели жемчуга" Жоржа Бизе. Спектакль поразит публику не только великолепными исполнителями главных ролей, но и красочными декорациями и костюмами. Перед зрителями предстанет таинственный и яркий мир Востока. А 18 декабря публика сможет увидеть оперу "Фауст" Шарля Гуно. В современном экспрессивном спектакле, с великой музыкой композитора режиссер Юрий Александров поднимает вечные философские проблемы жизни.

Завершит гастрольное турне гала-концерт солистов и оркестра театра "Санктъ-Петербургъ Опера", который пройдет 19 декабря в Азербайджанском государственном академическом русском драматическом театре. В программу войдут арии и дуэты из популярнейших опер русских и зарубежных композиторов: Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Родиона Щедрина и других.