Новости

Актер, режиссер, гений и основатель неореализма: памяти Витторио Де Сика

Любимым фильмом самого Де Сика стал "Умберто Д.", посвященный отцу режиссера. И, по признанию ее автора, эта картина самая искренняя и самая суровая из всех его постановок.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Сегодня день памяти знаменитого итальянского кинорежиссера, одного из отцов-основателей прославленного итальянского неореализма в кинематографе, несравненного Витторио Де Сика.

Актер, режиссер, гений и основатель неореализма: памяти Витторио Де Сика

Великие итальянские режиссеры–неореалисты начинали снимать свои картины еще до моего рождения, но я старался как можно лучше познакомиться с их творчеством. Советский прокат, как ни странно, давал такую возможность и потому нам даже в более поздние времена удалось посмотреть шедевры гениального постановщика.

Первый раз с творчеством Де Сика я познакомился, когда посмотрел его "Брак по-итальянски" с изумительными Софи Лорен и Марчелло Мастрояни в главных ролях. Эта картина неувядаемая, и даже во втором десятилетии двадцать первого века смотрится с неусыпным интересом. Блистательный триумвират великого режиссера и не менее великих актеров создал кинокартину, которая, я уверен, будет востребована и последующими поколениями.

Актер, режиссер, гений и основатель неореализма: памяти Витторио Де Сика

Родился будущий мэтр 7 июля 1901 года в провинциальном городишке Соре. В детстве и в юности Витторио ни он, ни его родители и думать не могли, что юноша свяжет свою жизнь с искусством. Он даже поступил в Высший коммерческий институт и благополучно его закончил.

Однако по воле судьбы он начал вращаться в кругу людей, весьма близких к искусству. Витторио был парень видный и через некоторое время начал пробовать себя как актер. Принимал участие в различных театральных постановках, но большой славы они ему не принесли. И вот наконец Де Сика играет свою первую кинороль в фильме "Что за подлецы мужчины!". И далее Витторио благодаря свои внешним данным и несомненному таланту продолжает активно сниматься, а в сороковые годы ощутил вкус к режиссуре.

Актер, режиссер, гений и основатель неореализма: памяти Витторио Де Сика

Де Сика снимает несколько фильмов, но все же первая серьезная работа у него была в 1946 году, когда он снял фильм "Шуша". Лента повествует о двух беспризорных пацанах и их мытарствах в послевоенной Италии. На премьере недруги Де Сика и сценариста Чезаре Дзаваттини сделали все для провала картины. Они не погнушались нанять клакеров, чтобы те освистали показ. Канальи добились своего - фильм был провален. Но буквально через два года "Шуша" с громадным успехом демонстрировался по всему миру и наконец картина Витторио Де Сика, первая в итальянском кино, получила престижную американскую кинопремию "Оскар".

Де Сика затем создает следующий шедевр - "Похитители велосипедов". Фильм был неоднозначно принят в Италии, но в мире картина Де Сика была оценена по достоинству, а во второй половине пятидесятых годов прошлого столетия на кинофестивале в Брюсселе "Похитители велосипедов" вошли в почетный список лучших фильмов всех времен и народов.

Актер, режиссер, гений и основатель неореализма: памяти Витторио Де Сика

Любимой кинокартиной самого Де Сика является "Умберто Д.", снятый им в 1952 году. Витторио посвятил фильм своему отцу и по признанию самого постановщика, эта картина самая искренняя и самая суровая из всех его постановок.

Витторио между тем не забывал и об актерском ремесле, снимаясь в целом ряде картин таких режиссеров, как Росселини, Скола и других. Первый раз я наблюдал актерскую работу Де Сика на повторном показе в Баку фильма Луиджи Коменчини "Хлеб, любовь и фантазия", где его партнершей была восхитительная Джина Лоллобриджида. Де Сика был достаточно хорошим актером, но, конечно же, основным призванием Витторио была режиссура.

Актер, режиссер, гений и основатель неореализма: памяти Витторио Де Сика

Именно он открыл миру великую Софи Лорен. В фильмах с участием Софи и Марчелло Де Сика создал понятие "комедия по-итальянски". Витторио использовал при съемках и свой богатый актерский опыт, свое природное остроумие. Он один за другим он снимал фильмы с участием Лорен, благо ее муж и продюсер Карло Понти щедро финансировал картины.

За роль Чезиры в фильме "Чочара", снятом Де Сика в 1960 году, Софи Лорен получила "Оскара". Де Сика одну за другой создает картины, которые пользуются громадным успехом во всем мире. "Бум" с Альберто Сорди, "Лотерея", "Бокаччо-70" , "Вчера , сегодня, завтра" с Лорен и Мастроянни и с ними же - свой незабываемый шедевр "Брак по-итальянски".

Актер, режиссер, гений и основатель неореализма: памяти Витторио Де Сика

Любители кинематографа старшего поколения должны помнить фильм Де Сика "Подсолнухи", который снимался при активном содействии "Мосфильма". В картине снималась вместе с Лорен и Мастроянни выдающаяся советская актриса Людмила Савельева.

Актер, режиссер, гений и основатель неореализма: памяти Витторио Де Сика

Последней картиной мэтра стала "Поездка", которую он снял в 1974 году. В это время коварная болезнь уже истощала силы Витторио. В фильме снимались Софи Лорен и Ричард Бартон. Режиссер успел представить свою картину публике и критика приняла ее достаточно тепло. Но во время премьеры "Поездки" на Елисейских полях Витторио стало плохо. Врачи сделали все, что могли, но болезнь не отступила. Великий маг кинорежиссуры Витторио Де Сика покинул этот мир 13 ноября 1974 года.