Новости

Наши дети должны учиться: матери особенных малышей просят государство о едином центре

Многие школы и детские сады в Азербайджане отказываются принимать детей с особенностями развития, так как не знают, как с ними работать, отмечают эксперты.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 25 окт — Sputnik, Зарина Оруджалиева. Система образования Азербайджана не приспособлена для обучения детей с аутизмом. Об этом в рамках видеомоста Баку-Минск, прошедшего в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан, заявила председатель общественного объединения Центра дефектологической и психологической помощи больным аутизмом Чичек Мамедли.

Не видит глазами, но чувствует душой: азербайджанка исполняет оперные арии

Видеомост был посвящен опыту интеграции в общество детей с аутизмом и вопросам инклюзивного образования в Азербайджане.

На сегодня в Азербайджане насчитывается более четырех тысяч детей с аутизмом. Однако лишь небольшая часть из них с легкой формой заболевания смогла получить образование в школах и детских садах. И, увы, в основном этому препятствуют родители здоровых детей, которые не хотят, чтобы дети с особенностями развития обучались вместе с остальными.

"К сожалению, многие такие дети получают образование на дому, но и это обучение бывает неполноценным. То есть эта сфера должна быть в полной мере проработана в Азербайджане. Мы неоднократно направляли предложения правительству и продолжаем делать это, чтобы в стране был создан единый государственный центр по работе с детьми с аутизмом", - заявила Мамедли.
Наши дети должны учиться: матери особенных малышей просят государство о едином центре

В настоящее время все имеющиеся в стране центры, работающие с детьми с особенностями развития, являются платными, и не все родители могут воспользоваться услугами частных учреждений.

Зал аплодировал стоя: видео с певцом-аутистом, покорившим жюри шоу талантов

Мамедли добавила, что несмотря на неоднократные обращения к чиновникам, к сожалению, пока не удалось добиться положительного результата в этом вопросе.

Следует отметить, что Мамедли и сама является матерью двоих детей с синдромом аутизма. Ей пришлось столкнуться с проблемой дискриминации своих малышей еще в детском саду: директор дошкольного учреждения на второй день после зачисления отказалась принимать девочку с тяжелой формой болезни.

"Моя дочь не смогла пойти в детский сад. Ребенок вырос в четырех стенах, дома. Она проходила курсы реабилитации только в центре, открытом мною. Несмотря на мои попытки объяснить природу болезни, ребенок был лишен возможности посещать детский сад и школу. В школьный период мне пришлось отдать дочку в вспомогательный класс, где преподавали педагоги, обученные работе со здоровыми детьми", - рассказала Мамедли.

Наши дети должны учиться: матери особенных малышей просят государство о едином центре

Еще в 2008 году она объединилась с другими родителями с аналогичной проблемой и создала свой собственный центр, располагающийся в ее собственной квартире.

По ту сторону аутизма: мамы особенных детей рассказали, что им пришлось пережить

В первую очередь в общественном объединении Центра дефектологической и психологической помощи больным аутизмом оказывают психологическую помощь не детям, а их родителям. Психологи помогают взрослым выйти из депрессии, и уже после этого привлекают детей к различным кружкам. С ними работают логопеды, проводится арт-терапия, детей привлекают к спортивным секциям.

Председатель неправительственной организации отметила, что при выявлении заболевания в раннем возрасте, социализация детей обычно проходит наиболее спокойно и эффективно.

Участвующая в видеомосте олигофренопедагог Эсмиральда Исмайлова рассказала о своей методике работы с детьми-аутистами. Она посоветовала родителям в процессе обучения не делать уступок детям с особенностями развития, так как при таком раскладе очень трудно добиться желаемого результата. Исмайлова также отметила отсутствие учебных пособий для таких малышей, поэтому ей приходится самой переводить все книги на азербайджанский язык.

Наши дети должны учиться: матери особенных малышей просят государство о едином центре

В ходе видеомоста специалисты из Минска поделились с азербайджанскими коллегами своим опытом в области работы с особенными детьми и методиками, которые демонстрируют наибольшую эффективность на пути к их социализации.