БАКУ, 9 авг — Sputnik, Александра Зуева. Для Москвы очень важно то, что Баку и Тегеран проводят предсказуемую независимую политическую линию, что в современной системе международных отношений в последнее время становится редкостью, сказал первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук в ходе видеомоста Москва – Баку "Актуальная российско-азербайджанская повестка", прошедшего в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан.
В мероприятии приняли участие: со стороны Баку – профессор Бакинского государственного университета, руководитель Фонда "Центр регионального развития в Азербайджане" Чингиз Исмаилов, профессор Азербайджанского государственного экономического университета, заместитель директора Русской школы экономики Эльшад Мамедов. Со стороны Москвы – первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин.
Отвечая на вопрос об ожиданиях от предстоящей трехсторонней встречи глав России, Азербайджана и Ирана в Сочи, намеченной на 14 августа, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук отметил, что такой саммит в трехстороннем формате становится не только хорошей традицией, но и рабочими буднями.
Профессор: давление США на Иран и Россию не может не беспокоить Азербайджан >>
Кроме этого, эти встречи являются фактором безопасности всего региона. Он также предположил, что в Сочи, скорее всего, будут обсуждаться сотрудничество сторон на Каспии, транспортный коридор "Север-Юг" и другие совместные проекты.
В настоящее время российско-азербайджанское сотрудничество активно развивается, о чем регулярно говорят профильные российские министры. Более того, Азербайджан и Россия в своем сотрудничестве задействуют все новые и новые сферы, отметил эксперт.
"Для Москвы очень важно и то, что Баку и Тегеран проводят предсказуемую независимую политическую линию, что в современной системе международных отношений в последнее время становится редкостью", - подчеркнул политолог.
Что же до подписанной год назад Каспийской конвенции, то она, по словам Трофимчука, прямо отвечает интересам России, Азербайджана и Ирана. Но в то же время есть необходимость двигаться дальше, подчеркнул эксперт, добавив, что гарантии в Каспийском регионе надо закладывать серьезные.
Профессор Бакинского государственного университета, руководитель Фонда "Центр регионального развития в Азербайджане" Чингиз Исмаилов отметил, что так как Азербайджан имеет исторические связи с Россией и Ираном, его не может не беспокоить то политическое и экономическое давление, которое оказывается Западом в отношении Тегерана.
"Азербайджан поддерживает Иран в его самостоятельной политике, и никогда не станет плацдармом для военных или санкционных ударов по этой стране", - подчеркнул он.
Что касается развития трехсторонних отношений, то тут эксперт отметил, что Азербайджан заинтересован в дифференциации своих экономических взаимоотношений. Тем более, что Россия и Иран – самые крупные региональные державы, причем, в масштабах не только каспийского, но и евразийского региона.
Для Азербайджана, наряду с проектом "Север-Юг", не менее важен и транспортный коридор "Восток-Запад", а также транзитные перевозки. Что же до Каспийской конвенции, то, несмотря на ее подписание, Азербайджану предстоит еще много работы в плане согласования вопросов по делимитации, использованию рыбных ресурсов с Ираном и Туркменистаном, отметил Исмаилов.
"Я считаю, что на встрече в Сочи будет обсуждаться как увеличение товарооборота между странами, так и поддержка Азербайджана и России, которую они могут оказать Ирану в нынешних сложных условиях. И, думаю, Азербайджан окажет эту поддержку, так как заинтересован в развитии связей с Ираном", - заключил эксперт.
Научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин, в свою очередь, отметил, что тот формат, который складывается между Россией, Азербайджаном и Ираном, это узкий формат в рамках глобального каспийского диалога. По его мнению, в геополитическом плане этот формат очень прочный. И, несмотря на то, что повестка дня мировоззренческая, на столе переговоров все-таки есть несколько важных проектов.
Кроме этого, со стороны Ирана есть риски внутриполитического характера. То санкционное, и, возможно, военное давление на Иран со стороны западных стран, в конечном итоге может привести к тому, что внутриполитическая повестка в стране будет радикализироваться и следующий президент может быть более консервативным и более радикальным в отношении Запада, нежели Хасан Роухани, отметил эксперт.
"Причем, сам факт подписания Каспийской конвенции консервативным крылом истеблишмента Ирана был внесен в большой минус Роухани. Видно, что нынешняя Администрация Ирана каким-то образом пытается избежать провала ратификации конвенции и ищет удобный момент для того, чтобы вынести этот вопрос на голосование в парламент, и добиться максимально позитивного для себя результата", - заключил Притчин.
Профессор Азербайджанского государственного экономического университета, заместитель директора Русской школы экономики Эльшад Мамедов отметил, что отношения между Россией, Азербайджаном и Ираном идут по конструктивной линии. Сотрудничество между тремя странами углубляются по разным вопросам.
"Но, на мой взгляд, политическая составляющая между нашими государствами развивается по более нарастающей траектории, нежели экономическая", - подчеркнул он.
Налаживание на региональном уровне экономического сотрудничества, углубление технологической кооперации в высокотехнологичных секторах экономики трех стран должно быть в приоритете, считает эксперт.
Существующие транспортные проекты позволяют в существенной степени диверсифицировать национальные экономики России, Азербайджана и Ирана, увеличивать транзитный потенциал, логистические возможности наших государств, отметил Мамедов.
Но все же, по его мнению, наряду с актуальностью этих проектов, в большей степени страны все же должны быть ориентированы на наращивание совместных инвестиций в реальные сектора, в высокотехнологические сферы своих экономик.