БАКУ, 5 мая — Sputnik, Нигяр Магеррам. Подписанное в марте президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым распоряжение о помиловании, которое распространилось в общей сложности на 431 человека, снова вывело на повестку дня вопрос об устройстве жизни бывших заключенных после выхода на свободу.
Люди, пережив первые радостные эмоции от осознания своей свободы, должны задуматься о необходимости найти работу, нередко - жилье, и вообще, свое место в жизни. Но так ли легко это сделать?
Бывший заключенный Низами Мирзаев провел за решеткой в общей сложности 22 года. Как только он вышел за пределы пенитенциарного учреждения, сразу же столкнулся с реалиями свободной жизни. Своего жилья у Мирзаева нет, и домом для него стал подвал здания номер 21 на территории Жилищно-эксплуатационного участка номер 95.
Согласившись на интервью, бывший заключенный рассказал Sputnik Азербайджан о своей жизни после тюрьмы, о том, чем жизнь за решеткой отличается от жизни на свободе, а также о том, откуда он черпает силы.
- Как давно вы здесь живете?
- Я поселился тут спустя некоторое время после того, как вышел на свободу. Сколько бы я не обращался в различные инстанции, никто мне места для проживания не давал. Вот уже несколько месяцев, как этот подвал стал моим домом.
Я поселился тут незаконно. Мне уже 65 лет, и если завтра кто-то решит выселить меня отсюда, я даже не знаю, что буду делать. Где я найду 150 манатов каждый месяц на съемную квартиру? Я ведь все же человек, того и гляди ради денег опять сверну с верного пути.
- А разве вы не боитесь возвращаться в тюрьму? В каких условиях вы там жили?
- Вообще не боюсь. В тюрьме условия, питание, одежда, одним словом, все было нормально. Просто дело в том, что в заключении ты несешь ответственность перед руководством тюрьмы, а на свободе – перед своей совестью. Вот ты мне в дочери годишься. Я могу прямо сейчас взять нож или отвертку и воткнуть тебе в шею. Сделать мне это совершенно нетрудно. Но разве Аллах простит меня за это?
(Честно говоря, после слов "могу прямо сейчас взять нож или отвертку" я уже ничего не слышала... В этом холодном и глухом месте меня вдруг охватила жуткая дрожь, захотелось бежать без оглядки. Видимо, мой собеседник и сам это понял, и потому перевел разговор в другое русло)
… Но я совсем не жалею, что вышел на свободу, а наоборот. Потому что там было все, кроме свободы. Ты знаешь, насколько важно быть свободным в своих действиях? Разве я мог, например, в тюрьме сказать – я болельщик мадридского "Реала", сегодня буду смотреть их игру? Я так скажу: хлеб с солью, что ты ешь на свободе, намного вкуснее даже твоего самого любимого блюда в тюрьме.
- Как вы сейчас зарабатываете на жизнь?
- У меня пенсия 160 манатов. Когда я вышел на свободу, был полон решимости найти работу. Обратился за помощью в министерство труда и социальной защиты, меня направили в Бинагадинский район, где и обеспечили работой. Когда меня брали, обещали платить 200-300 манатов. Занимаюсь тем, что слежу за чистотой и порядком на территории, которая относится к жилищно-эксплуатационному участку номер 95. Если мне будут давать столько, сколько обещали, то вместе с пенсией меня это вполне устроит.
- Вам никто не помогает?
- Я ни от кого не завишу. Пока есть силы, стараюсь зарабатывать своим трудом.
- А как же ваша семья?
- У меня есть сын. Он вместе со своей семьей навещает меня два раза в неделю. Но у него и так своих проблем хватает. Помочь им я ничем не могу, а обузой быть тоже не хочу.
- Почему вы не живете с ними?
- Моя супруга скончалась 25 лет назад. После нее я привык жить один. А характер у меня тяжелый, и жить с кем-то я и не думаю. Невестка каждый раз просит переехать к ним. Но я не хочу никому мешать, нарушать их покой.
- А как же внуки, по ним не скучаете?
- Они самое ценное, что есть в моей жизни. Это ни с чем не сравнимое чувство, когда внуки виснут на тебе, лезут буквально на голову. Энергии, что я получаю от них, любви к жизни хватает мне на целую неделю.
- Вас пять раз приговаривали к тюремному заключению. В чем вы обвинялись?
- Обвинений было много. Во времена СССР я даже бежал из тюрьмы. В первый раз я был осужден в 70-х годах. В молодости совершал много ошибок. Было много краж, и все ради хорошей жизни, хотелось тратить деньги на красивых женщин. Была и поножовщина. Когда служил в армии, напился и обругал командира. В последний раз я был осужден на восемь лет. Связался с наркоманами, и меня схватили вместе с ними, хотя я наркотики не продавал и не покупал.
- О чем вы плачете, когда остаетесь один?
- Я оплакиваю в душе свое прошлое, ошибки, которые совершал.