Новости

Муза Феллини, Чаплин в юбке, сияющая звезда неореализма: великая Джульетта

Джульетта Мазина. Ее неповторимое обаяние затмевало отсутствие столь модной в итальянском кинематографе жгучей женской красоты. Своеобразный актерский талант потрясал миллионы зрителей. А гениальный муж создавал при ее помощи шедевры.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Многие старые бакинцы с особой теплотой вспоминают кинотеатр "Билик" ("Знание"). В его уютном зале демонстрировались научно-популярные фильмы (кстати, весьма познавательные и профессионально снятые) и частенько показывали старые фильмы, которые по тем или причинам были сняты с проката. Уже в подростковом возрасте и далее я просмотрел в этом кинотеатре многие выдающиеся советские и зарубежные кинокартины, премьеры которых прошли еще до моего рожденья.

Муза Феллини, Чаплин в юбке, сияющая звезда неореализма: великая Джульетта

Однако, в первый раз, я посетил "Билик", когда мне было лет семь-восемь. Повела меня туда мать, заядлая театралка и любительница кинематографа. Думается, что поход в кино для матери был целевым, а я выполнял роль сопровождающего.

"Марлен, вы оправдали свою жизнь": памяти великого режиссера

Большое искусство никого не может оставить равнодушным. И большие актеры своей энергетикой воздействуют на зрителей любого возраста. Если моя родительница посетила кинотеатр с намерением посмотреть шедевр великого итальянского режиссера Федерико Феллини, то я смотрел фильм "Дорога", как просто историю на экране, что собственно бывает в этом возрасте. Не буду долго занимать вашего внимания своими детскими переживаниями, но мне до боли было жалко взъерошенную, смешную, неуклюжую, но очень нежную Джельсомину и всем свои маленьким сердцем ненавидел грубого, со звериными нападками Дзампано. Я в этом возрасте не мог понимать замысла великого Феллини, фантастической игры актеров. Но еще долго после выхода из кинотеатра у меня было мрачное настроение, я никак не мог забыть добрую, но несчастную Джельсомину…

Только через лет десять, когда я уже стал вдумчивым любителем кинематографа и просмотрел многие творения итальянских неореалистов, я понял всю глубину замысла Феллини, который на примере событий в бродячем цирке, где работали Дзампано и Джельсомина, передавал всю жестокую реальность жизни, ее вопиющую несправедливость. Вскоре в этом же кинотеатре я сумел познакомиться с еще одним шедевром Феллини "Ночи Кабирии".

Муза Феллини, Чаплин в юбке, сияющая звезда неореализма: великая Джульетта

В двух этих фильмах мэтра кинорежиссуры главные женские роли исполняла его жена и знаковая актриса мирового кинематографа Джульетта Мазина. Жизнь этих двух творцов мирового кино тесно взаимосвязана и о них невозможно рассказывать в отдельности. Познакомились они, еще когда Феллини был еще сотрудником юмористического журнала "Марк Аврелий". Федерико собирался снимать кино и пригласил Джульетту. Через две недели после знакомства они поженились.

Феллини создавал один сценарий за другим, Мазина делала все возможное для того, чтобы сниматься. Однако из-за неброской внешности она не привлекала внимания итальянских кинодельцов.

Успех нашел Джульетту в 1947 году, когда режиссер Альберто Латтуад предложил ей роль в своей картине "Без жалости". Мазина воплотила трагикомический образ простодушной проститутки Марчеллы. Потом она снялась в фильме-дебюте мужа "Огни варьете" в роли странствующей актрисы. Ее работа была отмечена премией на Венецианском кинофестивале. А потом был эпизод в "Белом шейхе" Феллини и, наконец, "Дорога".

Этот фильм произвел фурор и стал для актрисы знаковым. Ее плачущие и одновременно смеющиеся глаза, ее неподвижная улыбка запоминались навсегда. Она сыграла в этом фильме гениально и заслуженно стала соавтором своего великого мужа.

Муза Феллини, Чаплин в юбке, сияющая звезда неореализма: великая Джульетта

Непревзойденный Чарли Чаплин говорил, что Мазиной он восхищен больше, чем кем бы то ни было. Оценка великого Чаплина дорогого стоила – и кстати, Мазину за выразительность часто называли "Чаплин в юбке".

Джульетта после "Дороги" снялась в небольшой роли в фильме мужа "Мошенничество", а затем были "Ночи Кабирии". Этот фильм с триумфом прошел во всему миру, а Мазина-Кабирия стала олицетворением любви к жизни, неугасимой веры в будущее. Ее знаменитая улыбка в финале фильма до сих потрясает, это был пик актерского мастерства актрисы. Неповторимое обаяние актрисы при отсутствии броских внешних данных, ее исключительная своеобразность потрясла миллионы и миллионы любителей кино. Великий тандем Феллини-Мазина подарили мировому кино незабываемый шедевр, каковым признают фильм "Ночи Кабирии" по всей планете.

Надо отметить, что после ошеломительного успеха "Дороги" и "Ночей Кабирии", Джульетта сыграла не много ролей. Изредка она все же снималась, но картины меркли перед триумфом этих двух фильмов. Ей предлагал сотрудничество Голливуд, однако актриса отказалась. Она не могла находиться вдали от своего обожаемого Федерико.

Муза Феллини, Чаплин в юбке, сияющая звезда неореализма: великая Джульетта

В 1965 году Мазина сыграла роль дамы из высшего общества в фильме Феллини "Джульетта и духи". Но на меня произвело большое впечатление роль актрисы в фильме мужа "Джинджер и Фред". Это была последняя совместная работа Мазины с Феллини. Джульетта играла в паре с великим Марчелло Мастрояни. Эта роль стала одной из любимых для Мазины, так как актриса считала, что этот фильм в первую очередь о любви и разлуке любящих людей, нежели об их эстрадной жизни.

Фильмы мужа принесли мировую известность актрисе. Жена горячо любила своего Федерико и, зная о его многочисленных увлечениях, прощала ему измены. Мазина была уверена, что по настоящему Феллини любил только ее. И это было действительно так.

Мэтр часто называл ее своей музой и хотя они часто противоречили друг другу, прожить друг без друга не могли. Они дышали друг другом. Прожили вместе великий Феллини и великая Мазина 50 лет. Через день после этой даты долго болевший мэтр мировой кинорежиссуры умер. Джульетта Мазина не смогла жить без своего любимого Федерико. Двадцать пять лет тому назад 23 марта 1994 года, великая актриса покинула этот мир, прожив без Феллини всего пять месяцев.