БАКУ, 7 янв — Sputnik, Александра Зуева. Иранская сторона не питает надежд в отношении Европы, но своими упреками в ее адрес пытается подать сигнал крупным странам, таким как Китай и Индия, сказал Sputnik Азербайджан экономист Фуад Ализаде.
Официальный представитель министерства иностранных дел Ирана Бахрам Касеми накануне выступил с критикой Европейского союза (ЕС) за задержку в создании специального финансового механизма для обхода санкций США в отношении Тегерана.
Надежд в Иране не питают
В том, что ЕС до сих пор так и не реализовал заявленный финансовый механизм, нет ничего удивительного. В последние месяцы 2018 года многие крупные нефтяные компании просто ушли из Ирана, опасаясь серьезных американских санкций. Да и сам по себе ЕС уже давно не представляет собой единую платформу. Акции протеста во Франции, неопределенность с лидером в Германии, BREXIT – все это говорит о том, что у самой Европы столько проблем, что ей не до Ирана, считает Ализаде.
"Да и Иран, несмотря на все его заявления, вряд ли надеялся на то, что Европа сможет так быстро наладить обещанный финансовый механизм", - считает экономист.
Великобритания, Германия, Франция, Китай, Россия и Иран по итогам министерской встречи на полях ООН в сентябре прошлого года в совместном заявлении сообщили, что ЕС создаст финансовый механизм для поддержания расчетов с Ираном после введения США санкций.
Собеседник Sputnik уверен, что Иран сегодня хочет напомнить странам ЕС про их обязательства, а также указать на то, что ИРИ по-прежнему продолжает придерживаться договоренностей по иранской ядерной программе. Более того, иранская сторона своими заявлениями в очередной раз стремится показать миру, что она ничего не нарушает, в отличие от американцев, которые являются зачинщиками нового витка напряженности вокруг Ирана.
Кроме прочего, все эти заявления Ирана связаны в том числе и с имеющимися у страны региональными проектами. Например, тем же проектом "Север-Юг", который иранцы реализуют с Азербайджаном и Россией, напомнил Ализаде.
"Дело в том, что этот проект интересен также Индии. И своими заявлениями Иран подает своего рода сигнал как Индии, так и тому же Китаю о том, насколько иранская позиция справедлива и таким образом призывает крупные компании этих стран начать с ним более активное сотрудничество", - сказал экономист, еще раз выразив уверенность в том, что иранская сторона не питает как таковых надежд на то, что после заявления Касеми Европа в срочном порядке активизирует свои шаги по созданию финансового механизма.
Фантазии остались фантазиями
Иного мнения в этом вопросе придерживается востоковед Игорь Панкратенко, который напомнил, что именно руководство Ирана в один голос твердило, что Европа буквально спит и видит, как бы противостоять антииранским санкциям американского лидера Дональда Трампа.
"Более того, они преподносили все это как огромную дипломатическую победу Тегерана. Мол, Ирану удалось расколоть консолидированный Запад и Европа непременно вступит в конфронтацию с Трампом по поводу антииранских санкций", - отметил он.
У знающих людей это все вызывало ехидные ухмылки. Так как с самого начала было понятно, что никакого глобального финансового механизма Европа для Ирана специально не создаст, подчеркнул собеседник Sputnik.
Дошло до смешного – специальный расчетный механизм был провозглашен, но не нашлось страны, которая могла бы зарегистрировать для него фирму. То есть, все страны ЕС отказались от сомнительного удовольствия участвовать в играх главы европейской дипломатии Федерики Могерини и всех остальных, отметил востоковед.
Глава европейской дипломатии Федерика Могерини в середине ноября прошлого года заявляла, что работа по созданию механизма продолжается и продвигается позитивно, но конкретных сроков не назвала.
По словам Панкратенко, сегодня ситуация подошла к своему логическому завершению. Фантазии, которыми кормили людей комиссары ЕС и администрация Роухани, действительно оказались фантазиями. И теперь встает вопрос – что Ирану делать дальше?
"Сейчас иранская сторона делает много эмоциональных заявлений вроде того, что "тогда мы выйдем из соглашения по ядерной программе". Дошло до того, что Иран отправляет в Атлантический океан военные корабли с целью демонстрации своего флага. Но все это - чистые эмоции. На деле же мы будем наблюдать традиционную ситуацию "тяни-толкай", - считает востоковед, добавляя, что тянуть время и делать угрожающие заявления будут и иранцы, и американцы.
Одним словом, все будет сведено к определенной возне, причем ни одна из сторон резких шагов делать не будет, так как ставки слишком велики, заключил собеседник Sputnik.
Зачем Европе раскрывать все карты?
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель финансового университета при правительстве Российской Федерации Игорь Юшков и вовсе считает, что никакого полноценного механизма, позволяющего европейцам покупать те объемы иранской нефти, которые были до санкций, скорее всего, не будет.
Изначально было странным то, что европейцы в открытую заявляют о том, что разрабатывают механизм обхода санкций, подчеркнул собеседник Sputnik. По его мнению, на деле заявление европейцев заключалось не в том, что "мы действительно его разрабатываем в таком виде, в каком заявляем", а в попытке надавить на американцев, которая в какой-то степени удалась.
"Американцы дали отсрочку – санкции в отношении Ирана должны были вступить в силу четвертого ноября 2018 года, а в итоге были перенесены на март 2019 года. Они учли интересы европейцев, дали им время на то, чтобы те поменяли поставщика. И если европейцы ставили целью надавить своим заявлением на американцев, то они ее достигли", - сказал Юшков.
Если же их реальной целью было выработать тот механизм, который они заявляли, то непонятно, зачем они об этом заявляли? Обход санкций – история, близкая к секретности, и тут абсолютно не нужно раскрывать все карты, сказал эксперт. По его мнению, в Европу все равно будут поступать какие-то объемы иранской нефти. И осуществляться это будет примерно в том же формате, как это было во время предыдущих санкций в отношении Ирана, когда Брюссель запретил поставлять иранскую нефть на европейский рынок. Тогда иранская нефть также поступала в Европу, но осуществлялось это в малых объемах и небольшими фирмами, напомнил он.
Когда европейцы говорили про механизм, они просто описывали то, как обходили иранские санкции прежде, считает Юшков. Он выразил уверенность, что небольшие объемы и теперь будут поставляться в Европу, но большого механизма, который позволит Ирану сохранить экспорт на уровне полтора-два миллиона баррелей в сутки, - этого, конечно, не будет.
К марту покупатели иранской нефти и вовсе сократят свои закупки. За иранскую нефть могут побороться разве что китайцы, потому что они и до этого никак не участвовали в санкциях, заметил собеседник Sputnik. При этом он отметил, что и китайская позиция может быть завязана на успешных или же неуспешных переговорах с США.
"Китайцы могут использовать иранскую карту в качестве разменной монеты в переговорах о торговом соглашении с США. Если Китай договаривается с США, он отказывается от иранской нефти, если нет – то в пику США будет продолжать закупать иранскую нефть и подрывать американские санкции", - сказал Юшков, указав на то, что в отличие от китайцев, европейцы более послушны, они пока ничего не сделали для успешной закупки иранской нефти, никакого инструмента они не создали и все, что обсуждалось, так и осталось лишь на уровне разговоров.