Новости

Хоть убейте меня, не расскажу: в этом доме люди стараются заглушить тишину

Некоторые постояльцы обрели в доме престарелых новую жизнь, новую работу и друзей, но есть старики, которые никак не могут смириться с тем, что остались без семьи.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 2 янв — Sputnik, Ирада Джалил. Вы когда-нибудь слышали, как звучит тишина? Этот звук может свести человека с ума. А дом для престарелых стал нам родным. К нам даже гости приходят. Это - слова Мелек Гулузаде, которой недавно исполнился 71 год. Она - одна из самых разговорчивых и дружелюбных постояльцев бакинского дома для престарелых.

Мы не пишем на надгробии имен умерших: интеллигенты, не нужные даже своим детям >>

В этом учреждении на государственном содержании сегодня живут почти 240 стариков. Многим из них не повезло с детьми. Многие, пусть и нашли тут покой и уют, все равно не могут смириться с тем, что их бросили на старости лет. В очередной раз отправившись в дом престарелых, корреспондент Sputnik Азербайджан встретилась и пообщалась с его постояльцами.

Детей у Мелек ханум нет, о чем пожилая женщина до сих пор очень сожалеет. В молодости она работала педагогом начальных классов. Но заниматься любимым делом ей не дали – говорили, что именно из-за работы у нее случаются частые выкидыши и выносить ребенка она не может.

Хоть убейте меня, не расскажу: в этом доме люди стараются заглушить тишину

"Медицина в то время была не так развита, как сейчас, никто не мог мне поставить точный диагноз. Только недавно я узнала, что беременность прерывалась из-за антител в моей крови. Вот так я в итоге осталась и без ребенка, и без работы", - с грустью в голосе говорит женщина.

Ее муж скончался в 1997 году, какое-то время после этого она еще поработала, и жила одна. После перенесенного инфаркта Гулузаде стала бояться одиночества, опасалась, что может умереть, даже просто выйдя в магазин за хлебом. И тогда она решила поселиться в доме для престарелых.

"Нам готовят еду, но я и сама могу купить на свою пенсию продукты и приготовить себе, что хочу. Мне хорошо здесь, и я больше ничего не боюсь. Стоит сердцу заболеть немного, я сразу зову медсестру", – говорит она.

А еще Мелек ханум присоединилась к проекту пожилых волонтеров, инициированному службой ASAN Хidmət, после чего ее жизнь еще больше преобразилась: "Я присматриваю за детьми, которые приходят туда с родителями, помогаю улаживать вопросы с документами. Старикам такая работа продлевает жизнь".

70-летний Габиб Гамбаров живет в доме престарелых последние 13 лет. Комната дяди Габиба чистая и опрятная: "Годы постепенно уходят, я старею. Диабет меня утомляет. Люди тут живут дружно. Каждый приехал из какого-то района, у каждого за спиной своя жизнь. Здесь можно чему-то научиться, поделиться проблемами, просто пообщаться".

Хоть убейте меня, не расскажу: в этом доме люди стараются заглушить тишину

Рассказывать свою историю он почему-то отказался, на вопрос о том, как оказался тут, ответил только: "Я пожилой человек, захотел пожить спокойной жизнью. Тишина и покой для меня многого стоят".

Уже четвертый год живет в доме 83-летний Ибрагим Абдуллаев. Он с гордостью говорит, что является потомком рода Ашурбековых, так как бабушка его приходилась двоюродной сестрой известной миллионерше и меценату Набат ханум Ашурбековой. Больше всего Абдуллаева раздражает вопрос "Откуда вы родом?", на который аксакал отвечает только так: "Я азербайджанец. Не надо делить мой Азербайджан на регионы".

О себе он рассказал, что долгое время работал на хорошей должности, у него были свой дом, объекты. Но дом сгорел, объекты все по-одному пропали: "У меня один сын, но он болеет. Я в свои годы выгляжу лучше его. Не хочу никому быть обузой. Здесь жизнь спокойная, удобная, государство заботится о нас, я и пенсию получаю".

Хоть убейте меня, не расскажу: в этом доме люди стараются заглушить тишину

Абдуллаев тоже работает в ASAN Хidmət, и эта работа придает ему стимул жить дальше: "Работники там все позитивные люди. Я хорошо знаю русский язык, и там помогаю русскоязычным людям с документами, объясняю правила. Мы много общаемся с сотрудниками службы, пьем чай вместе. Жизнь прекрасна".

Но не все постояльцы дома престарелых довольны своей жизнью в нем. Мухаммед Алиев, 76 лет, поселился тут десять месяцев назад, и никак не может привыкнуть к новой обстановке.

"Я не должен был быть здесь, это место не для меня. Я не могу привыкнуть, тут мои нервы еще больше напрягаются. Я ведь был инженером-механиком с высшим образованием, у меня и дети есть", - голос пожилого человека дрожит, и он с трудом сдерживает слезы.

Но рассказывать о том, почему он расстался со своими детьми, дядя Мухаммед отказался: "Хоть убейте меня, не расскажу. Только одно могу сказать – я такого обращения не достоин. Тут все в порядке, условия хорошие. Но ведь я больной человек, у меня нервы, давление. Мое прошлое меня не отпускает. Не могу простить…"

Одни хотят уехать, другие - ничего не хотят: в чем причина >>

Каждый визит в этот дом заставляет задуматься о том, как и почему некоторые люди к концу жизни остаются без семьи и близких. Виновных в этом искать не обязательно. Самое важное для этих людей - найти смысл жизни даже тогда, когда он, казалось бы, совершенно потерян.

Попрощавшись с постояльцами, мы вышли из дома. А дядя Ибрагим крикнул нам вслед, чтобы мы не забывали о них и почаще навещали. Мы пообещали, что обязательно вернемся...