БАКУ, 23 ноя — Sputnik, Тарана Худабахшиева. Каждый год традиционно в четвертую пятницу ноября в большинстве магазинов по всему миру объявляются грандиозные скидки, после чего начинается сезон праздничных (к католическому Рождеству) распродаж.
На первый взгляд, в Азербайджане тоже придерживаются этой традиции. Однако на деле оказывается все совершенно иначе, а точнее – реальных скидок в "черную пятницу" фактически не происходит.
По словам менеджера по продажам Мушвига Искендерова, "черная пятница" – самая лучшая идея американских маркетологов, наилучший способ создать условия для того, чтобы клиент покупал товар. "Ни одна марка таким путем убытка не несет, а наоборот, зарабатывает еще больше", - говорит он.
Скидки в этот день имеют свои отличительные особенности. Так, надо сбросить как минимум 50% от реальной стоимости товара, чтобы тем самым полностью соответствовать общепринятым условиям. Но в странах со слабым контролем над рынком этого правила не придерживаются.
"В таких странах скидки не превышают 20%, а это обычная скидка, которая не соответствует принципам "черной пятницы". И покупатель в итоге оказывается обманутым", - говорит Искендеров.
Собеседник Sputnik подтвердил, что в Азербайджане цены искусственно завышаются, а потом опускаются, тем самым нарушаются права потребителей. "У нас предприниматели используют этот "праздник" в своих личных интересах, а это неправильно. Одним словом, "черной пятницы" в Азербайджане нет, одно только название", - заключил он.
Специалист по развитию бизнеса Ниджат Манафов также считает, что проведение "черной пятницы" в Азербайджане - сплошной абсурд: "Для молодежи, интересующейся технологиями, проводимые за границей "черные пятницы" могут показаться интересными. Но верить в искренность и реальность проводимой в Азербайджане кампании невозможно".
В нее не верят ни потребители, ни производители, говорит Манафов, поэтому и в нынешнем году никто ее серьезно не воспринял.
В мировой практике компании стремятся в сезон распродаж в короткие сроки сбыть залежалый товар, после чего сосредоточиться на производстве и продаже нового. Но в Азербайджане конкуренция слабая, и производитель поступает иначе, полагая – пусть продается долго, но по своей цене.
"Поэтому скидки в Азербайджане я не воспринимаю всерьез не только в "черную пятницу", но и в любой другой день", - сказал он.
PR-менеджер Илькин Ахмедов полагает, что в Азербайджане люди должны понять, что "черная пятница" – это прекрасная традиция. За рубежом потребители могут воспользоваться во время праздника фантастическими скидками, которые, в зависимости от товара, могут даже перевалить за 90%.
Ахмедов говорит, что лично был свидетелем бескрайних очередей перед магазинами в эти дни в США, Европе. А в Азербайджане только лишь размещают рекламу и объявления, в соцсетях появляются креативные статусы - не более того. Если посмотреть на списки коммерческих организаций, присоединившихся к "черной пятнице", продолжил он, то можно увидеть несколько банков (в лучшем случае предложивших 50% скидки на оплату какой-то картой), мобильных операторов (скидки на определенный интернет-пакет) и прочее.
"Но ведь среднестатистическому гражданину эти скидки совершенно не нужны! Если мы проведем небольшое расследование, то увидим, что тысячи наших граждан ждут этот день, чтобы сделать онлайн-покупки на зарубежных сайтах", - говорит он.
Менеджер также коснулся одной из самых больших проблем. Так, в "черную пятницу" покупателям предлагаются скидки, но на самом деле их обманывают, а точнее - обкрадывают. К примеру, цену на товар, который стоит пять манатов, поднимают до семи, а потом предлагают скидки, по которым товар обходится еще дороже, чем раньше, утверждает он.
Об этом не раз писали и в соцсетях, и в СМИ: "Видимо, кто-то дословно понимает значение выражение Black Friday и действительно превращает пятницу для своих клиентов в черный день".
Министр финансов анонсировал повышение зарплаты бюджетников >>
В заключение специалист напомнил, что за рубежом, как правило, покупатели объявляют бойкот компаниям, которые не присоединяются к "черной пятнице", а значит, общественное порицание в данном случае тоже играет не последнюю роль.
Добавим, что традиция зародилась в США и сегодня распространилась практически по всему миру. В этом году "черная пятница", как именуют этот день, пришлась на 23 ноября.