БАКУ, 28 окт — Sputnik, Ирада Джалил. В Швеции за год смертность в результате аварий составляет два процента, в Австрии - 2,7%, в Турции – пять процентов, а в Азербайджане - 33-36%. Это означает, что человек погибает в каждой третьей аварии, и уже давно пора бить тревогу. Об этом Sputnik Азербайджан сказал депутат Милли Меджлиса Рафаэль Джабраилов, комментируя проблему с общественным транспортом в стране.
Общественный транспорт по всей республике, и в особенности в густонаселенной столице, остается одной из самых актуальных проблем. Непрекращающиеся, а в последнее время и участившиеся аварии с участием маршрутных автобусов вызывают серьезное беспокойство населения.
Дошло до того, что в вопрос вмешался президент Ильхам Алиев. Во время заседания Кабинета министров, посвященного итогам социально-экономического развития девяти месяцев текущего 2018 года и предстоящим задачам, глава государства дал специальные указания по данной проблеме.
Президент в частности указал, что компании, которые занимаются перевозкой пассажиров, должны тщательно проверяться и контролироваться соответствующими структурами.
Но произойдут ли какие-либо изменения в деятельности компаний, занимающихся пассажироперевозками, после указаний главы государства? Сделают ли для себя выводы соответствующие структуры и частные компании?
По словам Джабраилова, в настоящее время с этими компаниями ведется работа: "Но изменить все сразу невозможно. Частные компании все равно уберут. В центре города они уже не работают, теперь идет работа по пригородным поселкам".
Депутат отметил, что за последний год число автомобильных аварий достигло 900, а если обратиться к статистическим данным до 2016 года, то можно увидеть, что число аварий и пострадавших в них растет.
По данным за 2014 год, в результате ДТП погибло 1200 человек, при этом в три раза больше, то есть примерно 3600 человек, было ранено.
"Раньше говорили, что аварии происходят по разным причинам: плохие дороги, автобусы не отвечают стандартам и прочее. Но я всегда говорил, что причина аварий – это человеческий фактор. Проблема в водителях. Отсутствие культуры вождения, а также вождение в нетрезвом виде, без водительского удостоверения – за этими и прочими причинами стоит человеческий фактор. И над этим надо работать", - говорит депутат.
Если в обществе ходят разговоры о том, что "водительские права можно купить за деньги", значит одна из причин уже ясна, отметил он.
Эксперт в сфере образования Азер Аллахверанов в свою очередь отметил, что компании, которые занимаются перевозками пассажиров, пытаются избежать некоторых расходов. Поэтому маршрутные линии, по поводу которых больше всего выражается недовольств, где грубо нарушаются права пассажиров и где автобусы непригодны к эксплуатации, будут выставлены на тендерный аукцион. Тендер выиграют организации, которые отвечают определенным требованиям, сказал Аллахверанов.
Касаясь возможных болезней у водителей и вождения в нетрезвом виде, эксперт указал, что в Баку функционирует свыше сорока фирм по пассажироперевозкам, но только у десяти существует производственная база. А это значит, что только у десяти есть возможности проводить медицинское обследование и прочие мероприятия.
"В автобусной компании должны быть гаражи, чтобы они могли проводить технический осмотр. Но на деле у многих даже гаража нет. Автобусы держат либо на арендованных участках, либо водители оставляют у себя во дворе", – сказал Аллахверанов, добавив, что речь президента была адресована именно таким компаниям.
"В случае отсутствия серьезных изменений в отношении таких компаний будут приняты серьезные решения. Это означает отзыв лицензии", - заключил он.