Внутренние противоречия в Евросоюзе получили очередное подтверждение благодаря референдуму, проведенному в Македонии в связи с официальным переименованием этой страны.
Македонцы не горели желанием изменить название своего государства, но их правительство и в особенности представители западноевропейского дипломатического истеблишмента, делали все возможное, чтобы убедить население этой балканской страны в том, что переименовать Македонию в Северную Македонию необходимо, и в первую очередь для самих македонцев.
Дело в том, что Македония желает влиться в блок НАТО, но это стремление Скопье блокирует Греция и требует прежде сменить название Македонии, ибо, по мнению Афин, это создает нежелательную для них путаницу между частью территории греческого государства и одноименной независимой страной.
Македонцы, уверенные в том, что они являются потомками Александра Великого, отнеслись с недоумением к этому требованию Афин. Но греки, убежденные в том, что все, касающееся Эллады, находится в зоне их интересов, проявили завидную настойчивость в этом вопросе.
В чем причина этого? Причина именно в том, что македонцы считают себя потомками Александра Филипповича, говоря более точно, строят свою государственность, опираясь на историю Древней Эллады. Греки же не желают с этим соглашаться, и потому, использовав желание Македонии вступить в НАТО, поставили жесткие условия перед официальным Скопье.
Ты отказал мне два раза: упорство Додона накалило ситуацию в Молдове>>
Брюссель пытался сгладить конфликт и уговаривал македонцев поступиться малым, и благодаря этой незначительной (на взгляд ЕС) уступке, стать членом НАТО. Македонцев уговаривали и говорили о том, что они не первые, мол, есть такой прецедент, как, например, Республика Ирландия и Северная Ирландия.
Но македонцев такого рода доводы не убедили, скорее, наоборот. В стране начало набирать силу стремление к национальной идентичности и жители этой европейской страны начали называть свою страну Великой Македонией.
Тем не менее, было решено провести референдум, на котором, к радости натовских чиновников, большинство проголосовавшего населения высказалось за переименование.
Постоянный представитель США в НАТО Кей Бейли Хатчинсон заявила журналистам, что это — прекрасный сигнал и что военный блок готов принять в свои ряды страну с новым названием – Северная Македония. И, мол, сейчас слово — за македонским парламентом.
Однако, все не так просто. Дело в том, что в референдуме приняло участие всего 37% населения, тогда как македонское законодательство предусматривает необходимость участия в плебисците более 50%, и только в этом случае итоги референдума могут считаться успешными.
Так что можно считать, что македонцы проигнорировали мольбы своего правительства и потуги западных высокопоставленных чиновников, и далеки от желания войти в НАТО под названием не Македония, а Северная Македония.
Невооруженным взглядом видно, что Брюссель не смог добиться желаемого и уговорить македонцев. Вместе с этим, думается, руководство ЕС оказало медвежью услугу македонскому правительству, ибо в стране становится явным протестное движение и это может сделать возможным приход к власти в стране политической силы с антизападной позицией.
Авторитетная партия "Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия за македонское национальное единство" (ВМРО-ДПМНЕ) получает реальные возможности для того, чтобы не только обрести большинство в парламенте, но и заполучить президентское кресло.
Можно с уверенностью сказать, что проведенный референдум четко показал, что в Македонии позиции Евросоюза не столь крепки и что в этой стране противоречия между большей частью населения и правительством, поддерживаемым руководством ЕС, будут набирать силу.