Ссылаясь на перемены общественного мнения по всей Европе, экспертный истеблишмент полагал, что на исход парламентских выборов в Швеции, состоявшихся в конце прошедшей недели, должно подействовать общественное недовольство открытой миграционной политикой правительства.
По мнению политологов, находящиеся у власти шведские социал-демократы, стоящие на левоцентристских позициях, должны были на парламентских выборах растерять свое лидерство, а националистическая партия "Шведские демократы" должна была либо победить, либо занять в крайнем случае второе место. Делали они эти прогнозы на основании того, что в Европе зримо увеличилась поддержка населением тех политических сил, которые стоят на радикальных позициях по отношению к открытой миграционной политике Евросоюза.
Однако, реальность оказалась несколько иной. Во всяком случае шведская реальность. Правящая партия Швеции сумела выстоять и не только не проиграть с разгромом, но и вновь остаться в большинстве. А ее основные соперники — "Шведские демократы" не прошли даже на второе место. В чем дело, почему прогнозы политологов не оправдались?
Отметим тот факт, что на выборах в Швеции в минувшее воскресенье наблюдалась большая избирательская активность. Дело не в том, что шведские граждане спешили к избирательным урнам с целью поддержать социал-демократов против их оппонентов "Шведских демократов". Думается, проигрыш националистов объясняется тем, что высокая явка избирателей обеспечила достаточно количество голосов, отданных другим участвующим в выборах партиям.
В Брюсселе несколько перевели дух после того, как стали известны итоги выборов в Швеции. Однако, думается, что до спокойствия в ЕС далеко. Да, самые неутешительные прогнозы не оправдались, но тем не менее политическая ситуация в этой скандинавской стране далека от желаний Брюсселя.
Результаты прошедших выборов таковы, что в Швеции должно быть сформировано коалиционное правительство, а это сделать будет в достаточной мере сложно. Вспомним ситуацию в Германии — сколько времени и сил понадобилось Ангеле Меркель для формирования коалиции. Чтобы избежать политического кризиса, она вынуждена была пойти на значительные уступки оппозиции и благодаря этому добиться коалиции. А теперь недавние немецкие оппозиционеры, получив министерские портфели, критикуют действия Меркель уже с более высоких трибун, которые она же им предоставила.
В Швеции эта ситуация может повториться. Кроме того, надо иметь в виду, что через четыре года на следующих парламентских выборах шведские националисты смогут взять убедительный реванш, если правительством по-прежнему будут недовольны граждане этой скандинавской страны. Если социал-демократы не будут проявлять определенной гибкости и продолжать строго соблюдать инструкции, идущие из Брюсселя, то такой прогноз весьма вероятен.
Итак, с кем же социал-демократы сформируют коалицию? Известно, что они не желают входить в альянс со "Шведскими демократами". Также социал-демократы исключают союз с коммунистами, которые по итогам прошедших выборов заметно укрепили свои позиции.
Возможно, социал-демократы будут рассматривать альянс с правоцентристами, однако и там не все так просто, ибо противоречия между этими политическими силами весьма ощутимы.
Ныне прогнозировать шаги социал-демократов по формированию коалиционного правительства несколько преждевременно. Ясно одно: кто бы ни вошел в правительственный альянс, они должны будут решать две основные проблемы, волнующие шведское общество.
Первая проблема связана с большим количество мигрантов, которых скандинавская страна приняла за последнее время. Коренное население требует от правительства разумной интеграции мигрантов в общество и при этом не забывать о второй проблеме, то бишь поддерживать уровень благосостояния населения. Эти две проблемы тесно связаны между собой и решить их успешно будет довольно сложно, ибо в Швецию за короткий срок въехало более полумиллиона мигрантов. И как такое громадное количество приезжих достойно адаптировать к шведскому обществу, при этом поддерживая весьма высокий уровень жизни местного населения? Вот эта основная и весьма сложная проблема, решить которую очень не просто, будет стоять перед будущим шведским правительством.