Небольшая песенка под названием "Səni deyirlər" неделю назад буквально захватила все свободное пространство Азнета в течение нескольких дней. В пляску пустились все кому не лень. Певицы, актеры, журналисты и люди иных профессий снимали короткие видеосюжеты, выставляли в соцсетях, а хештег "#sənideyirlər" стал самым популярным в Азербайджане.
Дословно это "о тебе говорят", но что означает, сказать трудно
Распространилась песня из Ирана, где азербайджанцы стали танцевать под нее, создавая клипы. Эти клипы постепенно расширили географию и уже азербайджанцы со всего света стали бурно обсуждать ее в соцсетях.
Люди начали совершать странные телодвижения, женщины обнажили некоторые части тела и стали плясать в стиле танца живота, а дети обрадовались возможности пошалить перед камерами. В интернете есть десятки вариаций этой песни, где каждый старается использовать возможность самовыражения через музыку.
Перевести это выражение на русский язык почти что невозможно. Дословно это можно трактовать как "о тебе говорят", но что означает, сказать трудно.
Даже авторство песни стало предметом бурного обсуждения. У песни, как известно, есть автор слов и автор музыки. Слов тут почти нет, всего несколько выражений, а музыку, как утверждают некоторые источники, исполнили как-то 25 лет назад на одной из свадеб в иранском городе Сулдуз. Утверждают, что автором песни является Асадулла Рахспари, а не Алиреза Шарифзаде, имя которого распространилась на днях. Новую версию же подготовил Ибрагим Ализаде.
Даже наш молодой поэт Шахрияр Дель Герани утверждает, что слова этой песни принадлежат ему. Он выставил в соцсетях полную версию песни, где действительно есть выражение "Səni deyirlər".
Примечательно, что в тексте песни упоминается озеро Урмия на территории Южного Азербайджана. Как известно, в настоящее время этому некогда крупному водоему грозит исчезновение. Озеро играло важную роль на протяжении всей история Азербайджана, и потому неудивительно, что теперь, как поется в песне, азербайджанцы с Севера поддержали братьев с Юга в знак солидарности по этой проблеме. И поддержка, кстати, касается не только Урмии, но и выступлений против ограничений и запретов иранских властей на веселье в общественных местах.
"Америка с того конца света оккупирует мусульманские земли. А вы танцуете"
Но были и другие мнения в соцсетях: "Мне стыдно за эти танцы, я ожидала революцию с Юга"; "Показатель лишь зверофантомного гормонального избытка и только"; "Это та самая тойханская идеология, которая за 30 лет "независимости" через ТВ опустила-таки средний культурный уровень населения северного Азербайджана ниже плинтуса"; "Эй, тюрки, в мире идет война за земли, язык и религию. Надо объединиться. Америка с того конца света оккупирует мусульманские земли. А вы танцуете. Потом они захватят наши земли, а вы будете плясать перед ними". Подобные статусы вокруг этой темы нередки.
Что это — безумие или протест? Если послушать первоначальную версию песни 25-летней давности, то это просто безобидная музыка и ничего не значащие слова. Но вот песне придали ритм, выделили одно ключевое слово, и она захватила умы сотни тысяч людей, которые как заведенные стали плясать под нее.
Можно ли назвать человека существом разумным или мы все-таки биологические роботы, которых можно включать и выключать по команде? Как работают механизмы включения и выключения людей в каком-то процессе? Почему в толпе, где какой-то авторитетный человек сказал "это круто", так редко находятся люди, которые могли бы ответить "а король-то голый".
Чем отличается выражение "Ты ворона, я ворона" от "Səni deyirlər"?
Абсолютный рекорд большого охвата масс, наверно, принадлежит знаменитой мейхане "Ты кто такой, давай, до свидания". Оригинальную версию мейханы в ютубе просмотрело около 12 миллионов пользователей.
Таких примеров в мировой практике огромное множество. Именно интернет с его огромными возможностями дал выход неиспользованной энергии масс. Те, кто раньше не мог и мечтать о популярности, сегодня в один миг может проснуться знаменитым. Если раньше сфера привлечения внимания зрителей принадлежала определенному кругу профессиональных исполнителей, актеров, музыкантов, то сегодня эта привилегия окончательно утрачена. Скажем, чем отличается выражение "Ты ворона, я ворона" от "Səni deyirlər"? Одно и то же "ты ворона" из песни певицы Линды "Ворона" повторяется не один раз.
Элементарные, но судьбоносные правила не соблюдаются: причины кроются в детстве >>
В небольшой песенке группы "Битлз" слово "
Гибель цивилизации через эксперименты в соцсетях неизбежна?
Мы живем в эру больших социальных экспериментов и, сами того не понимая, включаемся в эти процессы. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа нет. Но участие людей в разных управляемых акциях может иметь и плохие последствия.
Достаточно посмотреть фильм Лени Рифеншталь "Триумф воли", снятый в нацистской Германии в 1934 году, чтобы понять, насколько опасными могут быть игры с большими массами людей. В 1934 году демонстрация единства нации в Германии, нацистские марши казались мировому сообществу занятным увлечением. Но Вторая мировая война унесла жизни более 50 миллионов человек.
Черные туфли, старые пиджаки — как стереотипы портят жизнь азербайджанцам >>
Мы живем в эпоху виртуальных социальных экспериментов, включающих в себя огромное количество различных фейков, опасных для психики человека музыкальных произведений, разного рода глупостей и безумия.
Можно ли будет удержать человечество на грани разума, или гибель цивилизации через разрушительные эксперименты в социальных сетях неизбежно?
Цивилизация сохранится только в одном случае: если в каждом городе найдется по десять праведников, то есть людей, несущих свет и способных сохранить разум среди всеобщего безумия.