Новости

Мастер из Гянджи, чей талант украсил мечети в Германии, свои работы не продает

Мастер декоративного искусства из Гянджи, обучавшийся за рубежом, готов тратить месяцы на одну работу, но не продавать их. Он полагает, что если художник ищет выгоды, он превращается в дельца.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 18 авг — Sputnik, Ильхам Мустафа. Есть в мире люди, посвятившие себя большому искусству, которые никогда не стремятся к славе. Такие постоянно совершенствуют свои навыки, развиваются и думают о том, как бы создать новые произведения. А все свои творения любят как собственных детей и никогда не продают даже за большие деньги.

Мастер-резчик по дереву Низами Аббасов

Проживающий в Гяндже мастер-резчик по дереву, художник Низами Аббасов тоже из таких творцов. Корреспондент Sputnik Азербайджан смог побеседовать с 66-летним мастером.

Аббасов рассказал, что пришел к этому благодаря своему учителю начальных классов.

"Это был очень нервный человек, и нередко он наказывал ребят ударами палки из гранатового дерева. Во втором классе я нарисовал на него карикатуру. Ноги изобразил кривыми и уродливыми. Он увидел и узнал себя. Вот тогда он поднял свою палку, чтобы ударить, но не сделал этого", — рассказал мастер.

1 / 11
Работы мастера-резчика по дереву, художника Низами Аббасова
2 / 11
Работы мастера-резчика по дереву, художника Низами Аббасова
3 / 11
Работы мастера-резчика по дереву, художника Низами Аббасова
4 / 11
Работы мастера-резчика по дереву, художника Низами Аббасова
5 / 11
Работы мастера-резчика по дереву, художника Низами Аббасова
6 / 11
Работы мастера-резчика по дереву, художника Низами Аббасова
7 / 11
Работы мастера-резчика по дереву, художника Низами Аббасова
8 / 11
Работы мастера-резчика по дереву, художника Низами Аббасова
9 / 11
Работы мастера-резчика по дереву, художника Низами Аббасова
10 / 11
Работы мастера-резчика по дереву, художника Низами Аббасова
11 / 11
Работы мастера-резчика по дереву, художника Низами Аббасова

Тот учитель на перемене подозвал парнишку к себе, продолжил Низами Аббасов, сказал, что у него талант и порекомендовал учиться живописи: "Он сам переговорил с родителями. И с тех пор я начал посещать кружок рисования. С этого и началось".

После окончания техникума живописи в Гяндже Аббасов долго проработал военным художником, и за образцовую работу в 1982 году был отправлен в Германскую Демократическую Республику, где пробыл до объединения Германии.

Первый "коренной москвич" из рода Бадалбейли: мой прадед Зингер Салман пожалел Сталина

Снова Аббасов отправился в Германию в 1996 году, чтобы обучиться секретам декоративного искусства. Именно в этой области он продолжает работать и сегодня.

Росписи и узоры двух самых больших мечетей в Германии – мечетей Абдулгадира Гейлани и шаха Сулеймана — связывают с его именем.

Сегодня художник, вернувшийся на родину семь лет назад, продолжает свое дело в мастерской, под которую выделил часть своего дома.

Он рассказал о том, как создает свои произведения. В первую очередь мастер выбирает тему и строит композицию. Для этого он читает соответствующую литературу, а потом образы, возникающие в воображении, воплощает в эскизах.

После переноса изображения на пни или ветки начинается другой ответственный этап работы, резьба. И таким образом после многих дней работы пень или кусок древесины превращается в завершенный образец мастерства. Затем пора покрыть работу лаком и она готова.

Народная артистка СССР: мы с Муслимом скрывались в Баку от постоянного разглядывания >>

Как рассказывает мастер, чтобы создать совершенное произведение искусства, у него порой уходит от нескольких месяцев до двух лет.

Аббасов подчеркивает, что художник должен постоянно работать над собой и не копировать предшественников. По его словам, к работе он приступает только лишь после того, как определит характер своего образа, персонажа.

Одной из лучших работ художника является композиция на входной двери в дом. Дверь из белой сосны, а на каждой из ее сторон вырезаны сюжеты произведений великого Низами.

Композиция на двери дома художника Низами Аббасова

По рассказам Аббасова, только на подготовку эскизов миниатюры понадобилось полгода, а полностью работа была завершена лишь по истечении двух лет. Сегодня художник работает над миниатюрой о жизни правителя Гянджи Джавад хана.

Несмотря на то, что ему приходится тратить массу времени и сил на завершение каждого произведения из дерева, художник ни разу не задумывался об их продаже. А ведь ему не раз предлагали большие деньги.

Герои произведений Низами Гянджеви, вырезанные на двери дома

А на вопросы увидевших его работы о том, почему до сих пор ему не присвоено какое-либо почетное звание, он скромно отвечает: "Я никогда не стремился к этому".

Как заявляет Аббасов, каждая из сторон двери с резьбой ценнее научной работы народного художника, а на жизнь ему хватает пенсии и того, что он заработает с огорода.

"Мне говорят, что если бы продал свои работы, уже бы давно разбогател. Стараюсь всем объяснить, что мне деньги не важны. Если начну работать ради денег, то искусство мое умрет, и я не смогу продолжать", — говорит мастер.

По его мнению, как только творческая натура начнет гнаться за выгодой, искусство умирает: "Так мастер превращается в дельца".

Низами Аббасов отметил, что он предпочитает провести персональную выставку, представить все свои работы людям, и только лишь потом задуматься об их продаже.