Новости

Горячее чудо Баку: люди намеренно готовили себя тут к смерти

Храм "Атешгях", почитаемый в начале нашей эры в Азербайджане, до сих пор не потерял актуальность. Сюда продолжают съезжаться почитатели огня.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 12 авг — Sputnik, Зарина Оруджалиева. Туристы из Индии, как и много веков назад, приезжают в Азербайджан к храму огнепоклонников "Атешгях" для священного паломничества. Да и в самом Азербайджане, свыше 90% жителей которого исповедуют ислам, с почтением относятся к этому памятнику истории, игравшему важную роль в жизни и даже смерти множества поколений.

Церковь во дворе: за храмом в Балакене ухаживает не тот, кто получает за это зарплату

Как сообщает Sputnik Азербайджан, в Сураханском районе Баку на протяжении нескольких десятков веков горит огонь, выходящий из недр земли. На этом месте был воздвигнут храм "Атешгях", который впоследствии стал Историко-архитектурным заповедником.

В древности это было место поклонения зороастрийцев, индуистов и сикхов. И хотя сегодня 96% населения Азербайджана исповедует ислам, временами в "Атешгях" все же приходят люди с целью поклонения, как они утверждают, священному огню.

Как рассказал гид Руфат Бабаев, периодически приезжают туристы из Индии, которые читают молитвы возле пламени и исполняют свои обряды.

Меня убейте, но дом не трогайте: усадьба Султановых ненадолго пережила своих хозяев >>

Сам древний храм довольно колоритное место. Территория историко-архитектурного заповедника имеет вид пятиугольника, в центре которого в алтаре горит огонь. Это постройка, похожая на небольшую крепость высотой в один этаж, где расположено 26 келий, окружающих алтарь.

Крепостные тайны: в Ичеришехер скрывают информацию о судьбе исторического памятника

Каждая келья имеет свое предназначение.

Но надо рассказать все по порядку.

Дело в том, что в исторических трудах храм огня упоминается еще в VII—X веках. Тогда жители поселений современной территории Баку исповедовали зороастризм. Примерно в XV—XVI веках расширяются дипломатические и торговые отношения Ширвана с Индией.

В XVII веке паломники-индусы стали стекаться сюда, и в результате вокруг места постоянного выхода газа стали строиться помещения. Первым был возведен караван-сарай, затем кельи.

Как отметил гид, святилище в XVII веке построили приехавшие индусы.

Богатые и бедные были даже 2500 лет назад: в Азербайджане нашли античные могилы >>

Бабаев рассказал, что впоследствии появилось 26 келий. В каждой был очаг для поклонения и обязательная вентиляционная шахта, не то люди просто-напросто задохнулись бы от угарного газа.

В этих помещениях люди молились огню, произносили мантры, истязали себя цепями, освящали фрукты.

"Стена Александра": когда мы начнем спасать от разрушения "национальный паспорт"

Кстати, самым почитаемым фруктом считался гранат, так как он в разрезе напоминал языки пламени. На территории "Атешгяха" имеется всего одна келья зороастрийцев, где подростков посвящали в веру. Для этого жрец надевал специальный костюм с повязкой для нижней части лица, чтобы не осквернить дыханием священное пламя.

Кроме того, использовалась специальная посуда, где толкли траву для ритуалов.

Как уже было сказано, в центре святилища находится алтарь. Это четырехугольный храм без дверей. Там происходили основные церемонии.

Сюда и сегодня приходят местные жители, но уже чтобы посмотреть, как и где поклонялись предки. Вокруг заповедника имеются частные дома. Местные жители давно привыкли к многочисленным туристам и порой сами сливаются с ними, гуляя по территории храма.

Дом великого азербайджанца умирает среди помпезных вилл >>

Стены "Атешгяха", построенные из песчаника, до сих пор хранят ауру, царившую многие века назад. Камни, размытые дождем, словно шепчут о величии веры во всемогущий огонь и смиренности человека.

Возникает чувство, что люди некогда намеренно готовили себя тут к смерти, чтобы уйти в иной мир очищенными. Там было все для жизни человека и в то же время ничего. Голые каменные стены словно до сих пор указывают на то, как мало нужно для существования и очищения души.

Сегодня заповедник — охраняемая территория, которая недавно была передана в ведение Государственного агентства туризма. В свою очередь в госструктуре намерены задействовать все памятники истории на Абшероне для привлечения гостей в республику.