Новости

Запутанный вопрос: пойдут ли иранские грузы через Азербайджан в страны ЕАЭС

Азербайджан может стать ключевым элементом на пути транспортировки грузов из Ирана в Россию и другие государства ЕАЭС, а также, теоретически, на европейский рынок.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Александра Зуева, Sputnik Азербайджан

Баку и Тегеран планируют создание Ирано-азербайджанского центра экономического развития. По словам генерального секретаря Федерации транспорта и логистики ИРИ Мухаммеда Эйгарлу, Азербайджан может выступить в качестве пункта транспортировки иранских товаров в другие страны. О том, какое значение данный Центр может иметь для региона, Sputnik Азербайджан поинтересовался у доктора экономических наук, профессора Болонского университета Станислава Ткаченко.

- Какое значение для региона может иметь этот Центр в условиях санкционной политики США в отношении Ирана? Что получит Азербайджан от создания такого Центра?

Иран заинтересован в импорте древесины из Азербайджана

— Новость о создании Ирано-азербайджанского центра экономического развития выглядит удивительно, а для эксперта-экономиста и откровенно подозрительно. Она была обнародована иранским руководителем среднего звена слишком вовремя для Тегерана – сразу после того, как вступили в действие экономические санкции США.

О решении пока известно лишь то, что оно было одобрено на недавней встрече так называемых торговых представителей двух стран. Несоответствие названия Центра и тех функций, которые ему предписываются, делает вопрос еще более запутанным. Наконец, сегодня известна позиция только Ирана, а точка зрения официального Баку пока не прозвучала.

Название будущего центра очень неконкретное и предполагает самые разные функции. Можно даже подумать, что Центр станет основой интеграционного объединения, в рамках которого два государства и будут координировать свое экономическое развитие. Очевидно, что этого в ближайшие годы не произойдет.

Таможня дала "добро" бизнесменам на экспортно-импортные операции >>

При этом в официальных комментариях иранской стороны, продвигающей идею такого Центра, речь идет лишь о совершенствовании транспортно-логистической инфраструктуры для транзита международных грузов. Это вопрос важный с экономической точки зрения, но видеть в его успешном решении потенциал для изменения стратегии внешнеполитического развития Азербайджана в выгодном Тегерану направлении никак нельзя.

Азербайджан пригласили присоединиться к новой железной дороге в Иране

Могу предположить, что чиновники Ирана поспешили представить как окончательные некие предварительные дискуссии со своими азербайджанскими коллегами относительно расширения сотрудничества в Каспийском регионе. Эти дискуссии активно ведутся пятеркой государств региона накануне саммита пяти прикаспийских государств. Он состоится 12 августа 2018 года в Актау и обещает стать подлинно историческим. Но конкретные очертания планы по расширению сотрудничества приобретут только после того, как документы саммита, включая регламентацию статуса Каспийского моря, будут подписаны.

Зачем разговоры об этом Центре нужны Тегерану именно сегодня – понятно. Иран решительно выступил против американских санкций и выхода Вашингтона из "ядерной сделки". Его лидеры приветствуют позицию России, Китая и Европейского союза, которые данные санкции и все недавние действия США по давлению на Иран осудили.

Границы РФ с Грузией и Азербайджаном иностранцам закрыты — утверждали в МИД Франции >>

Но отношение к санкциям Баку для Тегерана также исключительно важно. Любые действия, направленные на расширение сотрудничества Азербайджана и Ирана, или хотя бы официальные дискуссии по этому вопросу, сегодня очень нужны властям в Тегеране. Не уверен, правда, что они в той же степени актуальны и для Баку.

- Некоторые эксперты считают, что если США в действительности вынудят европейские компании покинуть Иран, то от этого выиграют страны Южного Кавказа, и в частности Азербайджан, которые смогут занять их место. Но есть ли гарантии, что США не окажут давление и на страны этого региона?

— Такое допущение возможно, но его эффект скажется только на микроуровне. То есть, отдельные компании из близких Ирану государств, которые открыто отвергли призыв США к участию в санкциях, смогут найти свое место на крупном иранском рынке. Но если рассуждать откровенно, то решение о допуске иностранных компаний на иранский рынок будет в нынешней ситуации сугубо политическим.

Абдикеримов: Транскаспий - не проект в обход, а параллельное развитие

И для Тегерана важнее привлечь на свой рынок компании таких экономически мощных игроков, как ЕС и Китай. Даже у российских компаний, которые последние десять лет чувствуют себя на иранском рынке относительно неплохо, шансы завоевать место, принадлежащее компаниям из США и их европейским филиалам, относительно невелики.

Что касается собственно европейских компаний, не контролируемых хотя бы частично из США, то их поведение в данном кризисе – самая большая интрига. Прошедшие полтора года показали, что американский лидер Дональд Трамп может резко изменить свою переговорную позицию. Вслед за угрозами экономических санкций и демонстрацией готовности действовать решительно по защите "интересов США" он может дать простор дипломатии, провести саммит даже с самым неудобным в прошлом партнером и начать с ним конструктивный диалог.

Дают ли отношения с НАТО какой-либо бонус Баку — объясняет Евстафьев >>

Примерно так развивались отношения Вашингтона с КНДР, Россией, Европейским союзом, Мексикой и так далее. То есть, можно допустить оказание в скором будущем давления американских дипломатов на политические элиты государства региона. Но есть сильные сомнения в том, что это давление будет мощным, а между тем, у США есть долгосрочная стратегия в отношении Ирана и всего Ближневосточного региона.

- Действительно ли Азербайджан может выступить в качестве пункта транспортировки иранских товаров в другие страны? И будет ли это применено на практике?

С рынка долой! - Госслужба автотранспорта грозится пойти на крайние меры

— Разумеется! Азербайджан может стать ключевым элементом на путях транспортировки грузов из Ирана в Россию и другие государства ЕАЭС, а теоретически – и на европейский рынок. Для решения этой задачи от Баку требуется осторожная и взвешенная внешняя политика, а также инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры. В последнем вопросе Россия и международные финансовые институты могут оказать Азербайджану весомую помощь.

- Какой в сложившихся условиях видится судьба транспортного коридора "Север-Юг"?

— Пока этот коридор полноценно работает только на участке "Иран-Россия". Для его продления дальше в Южную Азию требуется решение значительного числа политических, инфраструктурных и иных проблем. Ни Москва, ни Баку это в одиночку сделать не могут. Поэтому дискуссии о коридоре "Север-Юг" в его оригинальной версии, предполагавшей транспортировку десятков тысяч контейнеров из Индии в ЕС, следует продолжать. Но "синицей в руке" все равно останется транспортировка грузов из Ирана и соседних государств (Ирака, Сирии) в Россию и страны ЕАЭС.