Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
В Азербайджане 24 июля с визитом побывал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, который провел в стране ряд встреч с официальными лицами. О том, чего ожидать от этого визита и в целом от политики Турции в регионе, Sputnik Азербайджан поинтересовался у российского политолога Олега Кузнецова.
— Каким из Москвы видится визит министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу в Азербайджан?
— Для начала напомню, что визит турецкого главы МИД в Азербайджан был анонсирован давно и являлся плановым. Иными словами, обе стороны заранее обсудили повестку дня и программу визита, согласовали тематику переговоров и еще до его начала отредактировали формулировки итоговых документов или заявлений.
В таких условиях ожидать чего-то экстраординарного или из ряда вон выходящего просто не приходится.
Азербайджан и Турция традиционно являются верными союзниками, между которыми десятилетиями существует согласие и взаимопонимание — которые на самом высоком уровне были в очередной раз продемонстрированы во время недавней встречи президентов Азербайджана и Турции.
Авиарейсы между Азербайджаном и Турцией увеличатся втрое >>
Так что визит министра видится исключительно как плановый и не предвещающий никаких политических сенсаций или катаклизмов, — заранее обусловленная встреча двух старых друзей.
— В ходе своего визита Чавушоглу заявил, что Турция — против санкций в отношении Ирана. То есть, при наличии разногласий между странами, в частности по Сирии, Турция продолжает оказывать поддержку Ирану. Что можно сказать о будущем турецко-иранских отношений?
— Тема турецко-иранских отношений сегодня является ключевой для региона Передней Азии и Южного Кавказа как его составной части.
Иран и Турция – это на сегодняшний день два ключевых игрока в данном регионе, без участия которых не может обойтись ни один политический или экономический процесс.
Россия и США, при всем своем присутствии и влиянии в Передней Азии, тем не менее, его частью не являются, их присутствие и влияние опосредованы через кого-то еще, через третьи страны, например, через Сирию (Россия) или через Ирак и Саудовскую Аравию (США).
И какие бы антагонизмы между Анкарой и Тегераном не существовали, власти и элиты двух этих стран прекрасно понимают всю меру ответственности если не за безопасность, то хотя бы за стабильность ситуации в их общем региональном доме.
А в условиях постоянно возрастающего давления из-за океана они просто обязаны пойти навстречу друг другу, тем более что дружить против кого-то гораздо легче, чем друг с другом.
МИД АР: визит Чавушоглу — пример братства и дружбы двух стран >>
В этих условиях лично для меня нет ничего удивительного в том, что Турция сегодня оказывает прямую и непосредственную политическую поддержку Ирану.
После неудавшегося военного переворота турецкий истеблишмент явно не склонен доверять американцам, с которыми он под давлением СССР вынужденно связал себя в 1953 году. СССР давно уже нет, геополитика в регионе строится на принципиально новых началах, в свете которых у Ирана и Турции, оказывается, гораздо больше общих интересов, чем ранее существовавших религиозно-идеологических разногласий.
Наличие общей внешней угрозы в лице США заставляет Анкару и Тегеран искать точки взаимодействия — так называемый "наименьший делитель".
Абдикеримов: Транскаспий — не проект в обход, а параллельное развитие >>
Турция выступает против санкций в отношении Ирана только потому, что ее политическое руководство прекрасно понимает, что их страна вслед за Россией и Ираном будет следующей на очереди.
— На переговорах в Баку стороны также затронули карабахский вопрос. Может ли усилиться роль Турции в этой проблеме?
— Позиция Турции по проблеме карабахского конфликта всем давно хорошо известна, и она никогда не менялась с момента создания Минской группы ОБСЕ, членом которой официальная Анкара является.
Усилится ли влияние Турции на процесс разрешения карабахского конфликта по итогам данного визита? Думаю, что нет, так как я уже давно не вижу возможности такой перспективы в рамках мандата МГ ОБСЕ.
Турция и так очень сильно помогает Азербайджану в политической и военной сферах, и продвигаться в этих сферах куда-либо еще вряд ли возможно, так как отношения Баку и Анкары находятся на самом пике.
Но при этом, я не думаю, что для Турции есть реальные перспективы усиления своего влияния на процесс карабахского урегулирования.