БАКУ, 22 июл — Sputnik, Рагим Закироглу. Село Мики в Астаринском районе хорошо знают не только в Азербайджане, но и далеко заего пределами – и все благодаря меду. Об истории появления этого необычного села, его жителях, а главное — особенностях местного меда региональному корреспонденту Sputnik Азербайджан рассказал микинец Ханага Гусейнов.
Легенды об истории
Ханага муаллим долгое время работал директором школы в селе Мики, преподавал азербайджанский язык и литературу, но так же, как и большинство жителей села, всю свою жизнь занимается пчеловодством.
Сегодня 67-летний пчеловод может рассказать много интересного об истории появления этого села.
"В старые времена на месте нашего села находился яйлаг (летнее высокогорное пастбище — ред.). Наши деды и прадеды больше ста лет назад перебрались сюда, поначалу жили в палатках, потом начали строить дома из глины. Всего пять-шесть домов, пара-тройка семей со своим хозяйством. Так что еще в начале XX века на месте села находись пастбище скотоводов. Но со временем поселение разрасталось, и так появилось Мики", — говорит он.
Собеседник Sputnik рассказал, что существует две версии появления названия села. Первая, скорее, похожа на легенду: много веков назад полководец по имени Монкин погиб в бою, который состоялся поблизости, и был похоронен в лесах возле поселения. Предполагается, что название места, а потом и села связано с именем этого полководца.
О подробностях еще одной версии Гусейнов узнал из работ ученых: "В книге иранского ученого об истории кадусиев я прочитал интересные факты об истории талышей. В той книге было написано и о нашем селе. В книге в названии села используется топоним "Миянкуй". По-талышски "миян" означает "средний, посередине", "куй" означает "горы". То есть, село посередине гор. Со временем название видоизменилось и превратилось в Мики".
"Микинский мед"
Предки Ханага муаллима начали заниматься пчеловодством еще с 1918 года. В то время, объединив усилия, родственники начинали создавать пасечное хозяйство, что называется, с нуля — обрабатывали деревья, срубленные в лесу, делали ящики для сот, и селили туда пчел.
"Уже в советские времена появились ящики новой формы, благодаря которым урожай меда стал увеличиваться", — говорит пасечник.
Сегодня, помимо пчеловодства, жители Мики занимаются традиционным скотоводством, а также возведением цитрусовых культур. При этом цитрусовые сельчане стали культивировать в последние годы – с одной стороны, это прибыльная область, с другой – в период цветения пчелы собирают с них нектар.
В Мики хорошо растут такие деревья, как хурма, береза, липа, что также способствует развитию пчеловодства. После сбора майского меда пчел переселяют в лес, где они остаются до конца августа. Благодаря всем этим особенностям ухода — горному, лесному воздуху и многообразию цветов — микинский мед отличается и по своему вкусу, и по качеству, и по аромату.
По словам пасечника, организация традиционных ярмарок меда в последние годы способствовала развитию местного пчеловодства. В настоящее время в некоторых дворах села можно увидеть по 200-300 пчелиных ящиков, при этом даже у любителей есть по меньшей мере 20-30 ящиков.
Вообще по всему Астаринскому району можно насчитать 27-30 тысяч пчелиных семей, из них три тысячи – в Мики.
Подъезжая к селу, вдоль дороги на обочине леса можно увидеть многочисленные ящики с пчелиными сотами. Пчеловоды поделили места между собой, у каждого есть свой участок, где стоят ящики. Примечательно, что никто их не охраняет, и это неспроста — по словам Ханага муаллима, все пасечники знают: пчелы воров не любят, и если к ним прикоснутся руки чужого человека, они погибнут.
Проблемы пчеловодов
Главная проблема пасечников Мики связана с организацией продажи меда, а точнее — отсутствием цеха по сбору и фасовке урожая.
"У кого из пчеловодов есть свои покупатели, те свой мед продают. Но оптовые продажи случаются редко. И к тому же оптовики, покупая по 500 килограммов и больше, как правило, расплачиваются уже после того, как сами все продадут", — продолжает Гусейнов.
К сожалению, проблемы микинцев связаны не только с пчеловодством. До сих пор в село не провели газ. Свои дома сельчане обогревают дровяными печами, собирая в лесу сухие ветки. Долгое время остаются проблемы со светом. Из-за слабого напряжения подаваемой электроэнергии домашняя бытовая техника не работает, а значит, сельчане не могут ни телевизор нормально посмотреть, ни даже пользоваться холодильниками. Электрические столбы давно сгнили, во многих местах провода закручиваются прямо на деревья.
Но микинцам, считай, еще повезло. В соседних селах Рейганса, Галапурга и Амхосисо и некоторых других электрические столбы полностью сгнили. Стоит зимой подняться сильному ветру, как они падают, и села неделями остаются без света.
Помимо всего прочего, в селе нет медпункта, больных приходится возить в Астару или Лянкяран.
Не все микинцы хотят и могут терпеть многочисленные проблемы, вот и покидают родные места. В настоящее время в селе осталось 886 человек, хотя совсем недавно их было почти в два раза больше. Молодые семьи предпочитают селиться или в селах на равнине, или вообще уезжают в Баку.
Как оказалось, нормальной автомобильной дороги в село до недавнего времени тоже не было, в Мики можно было добраться только на гусеничных тракторах. Жители села решили разобраться с проблемой своими силами. Объединившись, устраивали в выходные дни субботники и прокладывали дорогу. И только благодаря усилиям самих сельчан в Мики наконец стали ездить автомобили.