Фуад Мамедов-Пашабейли, политический обозреватель
После того, как президент США Дональд Трамп неоднократно озвучивал недружественные намерения в отношении Ирана, официальный Тегеран довольно резко отреагировал на это.
Иранские руководители в своих выступлениях по этому поводу не раз подчеркивали, что намерения Белого дома не останутся без должного ответа. Накануне последовало еще одно заявление иранской стороны, которое озвучил представитель Корпуса стражей Исламской революции Эсмаил Коусари.
Он заявил о том, что любые враждебные действия США первым делом ударят по Вашингтону. Коусари отметил, что если Ирану не дадут экспортировать нефть, то Тегеран не разрешит поставлять "черное золото" через Ормузский пролив. Насколько реально это намерение Ирана?
Ормузский пролив, который достигает примерно 54 километра в ширину, является единственной возможностью поставлять нефть на экспорт для Бахрейна, Катара и Кувейта. Через пролив также идут танкеры из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.
Отметим, что Иран в значительной мере контролирует Ормузский пролив. Намерения Ирана закрыть пролив не новы. Тегеран во время конфликтных ситуаций почти всегда угрожал закрытием Ормузского пролива, но до сих пор не претворял эти намерения в жизнь. Иранское руководство прекрасно понимает, что если угрозы станут реальностью то это будет означать большой конфликт в зоне Персидского залива и довольное вероятное военное противостояние с Саудовской Аравией.
Министр нефти Ирана написал письмо президенту ОПЕК>>
Думается, что на данный момент эта перспектива Ирана абсолютно, не нужна и военный сценарий решения возникших проблем официальным Тегераном, на мой взгляд, серьезно не рассматривается.
Вместе с этим, иранские аналитические службы несомненно уже доложили руководству страны, что в санкциях, которые США могут ввести против Ирана, ничего нового нет, если сравнить их с теми, которые были до 2015 года. Мы все помним, что Иран несмотря на довольно весомые потери в экономике все же выдержал удар, выпрямил ситуацию и сдаваться на милость не собирался.
Наконец вопрос цен на нефть. Если представить, что свои угрозы в отношения Ормузского пролива Тегеран претворит в жизнь, то несомненно цены за баррель взлетят, и будут уж точно выше ста долларов. Хотя цены и сейчас стремятся к росту, а если говорить точнее, не очень стабильны. Цены зависят от того, насколько будет снижаться или повышаться экспорт нефти.
Эксперты предполагают, что если экспорт снизится на один миллион баррелей в день, то это достаточно большая величина. Если же снижение будет не максимальным, то дальнейший рост цен тоже возможен, однако он может оказаться не столь значительным.
Однако, именно вот вся эта заваруха, которую затеял Трамп вокруг Ирана, является одной из основных причин того, что цены на нефть держатся на более высоком уровне, чем ожидались и прогнозировались. Думается, что иранское руководство учитывает непостоянство нынешнего хозяина Овального кабинета и не спешит ставить окончательную точку в этом вопросе.
Учитывая изложенное, думается, что угроза Ирана перекрыть Ормузский пролив является громким пропагандистским шагом, который демонстрирует иранскому народу решительность официального Тегерана и одновременно дает возможность администрации Трампа время для возможного пересмотра своих намерений.