Новости

Скульптор не остался в России, чтобы сделать Азербайджан богаче, но...

Когда-то работы известного азербайджанского скульптора были востребованы по всей республике, однако, теперь все изменилось, и работы мастера пылятся в его старой мастерской.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Ильхам Мустафа, Sputnik Азербайджан

Это место в Газахе мало кто знает. Со стороны оно совершенно неприметно, с первого взгляда может показаться даже каким-то заброшенным зданием с таким же неухоженным двором. Здание, которое было то ли учреждением, то ли трестом, теперь стало мастерской скульптора.

Рамиз Исми-Гая — автор десятков памятников, монументов и барельефов. Несмотря на свои 70 лет, он все еще работает, продолжая вкладывать в каждое свое творение кусочек своей души.

Писать о таком человеке для меня непросто. Быть может, не позволяет ответственность, которую невозможно не чувствовать после того, как добиваешься встречи с мастером целый год. А может, останавливает страх не суметь втиснуть в рамки одной статьи духовный мир человека, который говорил мне "захаживай ко мне, побеседуем, поговорим обо всем, но только избавь меня от этой писанины".

Теперь это заброшенное место в Газахе все знают как "мастерскую Рамиза"

Рамиз Мамедов (Исми-Гая) родился в 1947 году в Газахе. Он увлекался живописью с раннего детства, когда учился в девятом классе, параллельно вел в доме пионеров кружки по рисованию и искусству. Побывавший в то время в Газахе один из самых видных азербайджанских скульпторов Джалал Гарьягды был поражен талантом молодого Рамиза и пригласил его в Баку.

Художник Рамиз Исми-Гая во дворе своей мастерской

В Баку Исми-Гая стал работать и учиться у таких видных мастеров, как Токай Мамедов, Фуад Абдурахманов, Пинхос Сабсай и других. Образование он продолжил в Ленинградском художественном училище имени Серова (нынешнее Санкт-Петербургское училище имени Рериха).

Супруга известного азербайджанца занялась свадебным бизнесом в Москве

По окончании учебы ему настойчиво предлагали остаться в России, но он вернулся в Азербайджан – потому что хотел "научить всему тому, что знает и умеет, детей своей родины".

Сегодня благодаря трудам скульптора Газах превратился в район с самым большим числом памятников, бюстов и барельефов. Его работы можно встретить по всему Азербайджану, в том числе в Баку и Сумгайыте. Но, к сожалению, период бурного расцвета его творчества остался в прошлом.

Сегодня будни скульптора стали тусклыми и безрадостными. В мастерской, где Исми-Гая работает долгие годы, он чувствует себя как в гостях. Несмотря на указ, подписанный еще покойным президентом Гейдаром Алиевым 19 июня 2003 года о передаче в собственность художникам и скульпторам частных мастерских, в которых они трудятся, Исми-Гая так и не смог перевести на свое имя мастерскую.

Рамиз Исми-Гая — автор десятков памятников, монументов и барельефов

Крупных заказов сегодня не поступает, масштабные работы не покупаются, поэтому мастер вынужден делать сувениры. В основном они выполнены по мотивам народных легенд и дастанов, и каждая маленькая скульптура несет в себе некий смысл. Многие так и остаются лежать в мастерской мастера — он считает, что продавать сувениры на рынке в его возрасте не к лицу.

Скультуры Рамиза Мамедова (Исми-Гая)

Несмотря на все трудности быта, на материальные проблемы он не жалуется. "Мы должны говорить о творчестве, произведениях искусства, будущем нашего народа, но мы даже и не вспоминаем о них", — вздыхает скульптор.

Натаван Хабиби сфотографировали вместе с известным спортсменом

Исми-Гая сегодня хочет учить всему тому, что умеет, подрастающее поколение. Он продолжает говорить об истории, общественно-политических формациях, через которые мы прошли, о последствиях переломных моментов и бедствий, и о том, какое влияние они оказали на наши устои, ценности, молодежь, будущее.

Он старается объяснить, насколько важно воспитывать молодежь в еще более патриотичном духе. При этом поясняет, что люди искусства являются еще и носителями нравственности.

А потом творец продолжает работать над эскизами скульптур, с детской наивностью продолжая верить, что когда-то они превратятся в настоящие памятники.

P.S.:

Однажды я встретил Рамиз муаллима, когда он возвращался из соседнего района, где получил заказ на реставрацию памятника известному человеку в преддверии его юбилея. Я услышал его разговор с другом по телефону. Скульптор рассказывал, как договорился отреставрировать скульптуру за 300 манатов, но после окончания работы чиновник спустил плату до 200 манатов.

Бриллиант Дадашева стала врачом и спасла жизнь молодому человеку

Он говорил, что использованные материалы стоили дороже 100 манатов, но чиновник в галстуке заявил ему: "Очень дорого ты просишь, на, бери 200 манатов и хватит тебе". И тогда мастер взял 100 манатов, а оставшиеся 100 манатов вернул чиновнику.

Он рассказывал все это с двояким чувством – негодования и гордости. Во время разговора он ни разу не упомянул, насколько нуждается в деньгах, но по тени в глазах и дрожи в голосе можно было догадаться, что жизнь его не балует. Но все же еще больше — по выражению лица и гордой стати — можно было прочитать, которое он получил удовольствие от сделанного.