Александр Хроленко, военный обозреватель – для Sputnik
Из свежей серии интригующих публикаций о военно-техническом сотрудничестве России с южными соседями вырисовывается парадоксальная перспектива: в ближайшее время Армения может получить истребители Су-30СМ, Азербайджан – Су-35, Турция – Су-57.
Причем эти поставки связаны с традиционной логикой: если невозможно предотвратить милитаризацию Южного Кавказа, то целесообразнее контролировать этот процесс в максимально возможных пределах военно-технического сотрудничества.
Насколько реален и результативен российский "сеанс одновременной игры" с такими разными партнерами, мы узнаем в отдаленной перспективе. Однако уже в силу существования "сухой интриги" отдельные страны начинают извлекать дивиденды.
Вопреки блокировке Конгрессом США поставок Анкаре новейших американских истребителей (своего рода месть за приобретение российских ЗРС С-400), Турция все же получит F-35. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что передача первых двух самолетов из 100 состоится 21 июня в городе Форт-Уэрт (штат Техас). Очевидно, Вашингтон смягчил позицию с учетом возможной переориентации Анкары на российский авиарынок и замены F-35 новейшими Су-57. Так или иначе, это подстегивает региональную гонку вооружений.
В области высокотехнологичных вооружений Азербайджан традиционно стремится соответствовать уровню Турции (для развития боевого взаимодействия), что подталкивает Армению к новым виткам перевооружения. В этом динамичном военно-политическом треугольнике российские "Сухие" пользуются серьезным влиянием.
Армянский ребус
Истребитель Су-30СМ относится к поколению 4++, то есть по возможностям близок к пятому поколению (Су-57 и F-35). Способен эффективно завоевывать господство в воздухе и наносить высокоточные удары по наземным целям (ракеты Х-59МК2 применяются против стационарных целей на дальности до 300 километров, противорадиолокационные ракеты Х-58Э летят на излучение радара противника с дистанции до 200 километров).
Су-30 признан наиболее удачным и массовым российским экспортным истребителем. Только Индия приобрела 272 таких машин. Имея недостаточное количество и качество ударной авиации, Ереван намерен получить Су-30СМ для упрочения позиций в непростых отношениях с Азербайджаном.
Новый премьер-министр Армении Никол Пашинян успел высоко оценить истребитель Су-30СМ на военном аэродроме "Эребуни". Москва стремится ускорить реализацию ранее подписанного контракта на поставку Еревану 12 истребителей.
С полным вооружением, боезапасом, и с учетом обучения летчиков, такая "ударная дюжина" обойдется как минимум в 300 миллионов долларов. Однако Армения стеснена в средствах и попросила отсрочку.
Возможно, проблему решил бы новый российский кредит, но с приобретением дивизиона оперативно-тактического комплекса "Искандер" общая сумма ранее выданных кредитов уже достигла 300 миллионов долларов. Ситуация непростая, хотя выход, может быть, и будет найден.
Азербайджанское отражение
По сведениям из открытых источников, Азербайджан имеет около 30 штурмовиков Су-25 и истребителей МиГ-29. Но, возможно, Баку захочет обновить боевой состав военно-воздушных сил, и Россия может предложить истребители Су-30 СМ или Су-35 (который является глубокой модернизацией Су-27).
Более того, в подобных поставках нет внутреннего противоречия. Относительно равная вооруженность вероятных противников укрепляет региональный мир.
Кроме того, посредством таких поставок Россия получает возможность влиять на дальнейшее развитие и разрешение армяно-азербайджанского конфликта.
Одним словом, военно-техническое сотрудничество России с Арменией и Азербайджаном – не менее эффективный инструмент укрепления мира и стабильности, нежели переговорный процесс по проблеме Нагорного Карабаха. Позиция РФ относительно мирного урегулирования конфликта остается неизменной.
Турция купит российские С-400, несмотря на решение сената США >>
Полагаю, первой новые российские самолеты получит Армения, как более уязвимая с точки зрения обороноспособности сторона.
И успешное российско-турецкое военно-техническое сотрудничество – парадоксальный пример (и для Армении, и для Азербайджана) превращения потенциальных противников (с вековой историей войн) если не в друзей, то в партнеров, которым выгоднее сотрудничать, а не враждовать. Миром правит баланс интересов, а не синхронизация идеалов.