Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Китай на днях заявил о вводе ввозной пошлины в 25% на 659 наименований товаров, импортируемых из США, в ответ на аналогичные действия американской стороны. О том, как дальше может развиваться ситуация, Sputnik Азербайджан расспросил российского политолога, заместителя директора Национального института развития современной идеологии Игоря Шатрова.
- Как далеко могут зайти стороны в своем "обмене любезностями"?
— Происходящее, на мой взгляд, больше относится к области угроз, чем реальных действий. По крайней мере, рассчитываю на то, что у президента США Дональда Трампа хватит здравого смысла не поспособствовать обвалу мировой экономики. Впрочем, теория управляемого хаоса всегда была популярна за океаном.
Торговая война крупнейших экономик неминуемо приведет к новому мировому кризису, пострашнее предыдущих. Вполне возможно, именно расчет на катастрофу и присутствует в действиях США. Будучи эмитентами мировой резервной валюты, Штаты рассчитывают сначала выйти сухими из воды, а затем и заработать — в то время как мир будет пребывать в хаосе.
Новые бульвары на месте мазутных озер: лишь экономное государство может стать богатым >>
- Какие страны могут выиграть от торговой войны Китая и США?
— Расчет на то, что Китай найдет другие рынки для своих попавших под американские заградительные пошлины товаров, может не оправдаться. Впрочем, в аналогичной ситуации окажутся и американские производители — доступ их товаров на китайский рынок будет также ограничен. Решение проблемы заключается в поисках компромисса. Война до победного конца крупнейшей мировой фабрики, каковой является Китай, с крупнейшим и, главное, платежеспособным потребителем, каким являются Соединенные Штаты, не на руку ни одной, ни другой стороне.
- В каком положении окажется Россия? На руку ли ей это противостояние?
— Торговую войну США ведут сейчас не только с Китаем, а, по сути, со всем миром. Давайте разберем ситуацию на примере пошлин на сталь и алюминий. По данным российского Минпромторга, убытки российского металлургического бизнеса от их введения Соединенными Штатами могут составить около двух миллиардов долларов по стали и одного миллиарда долларов по алюминию. А вот для североамериканских "дочек" российских металлургических компаний эффект будет позитивным, потому что закрытие американского рынка приведет к росту стоимости их продукции на внутреннем рынке США.
Насколько одно компенсирует другое, в данном случае даже не важно. Важно, что мы видим пример создания искусственных препон на пути свободного течения экономических процессов, пример нечестной конкуренции и замшелого протекционизма. Это пережиток прошлого, который в современных условиях слабо эффективен. Поразительно, что таким сизифовым трудом занимается страна, прежде ратовавшая исключительно за открытую экономику.
К коридору Баку-Тбилиси-Карс могут присоединиться новые участники >>
- Как это может отразиться на азербайджанском рынке, учитывая то, что Азербайджан больше сотрудничает в вопросах торговли с Китаем, нежели с США?
— Возможно, Азербайджан окажется в числе тех стран, которые на время заместят для Китая американский рынок. Вопрос в другом: хватит ли платежеспособного спроса на китайские товары у Азербайджана? Ведь качество этих товаров уже давно вызывает минимум нареканий, а значит, и их цена растет.