БАКУ, 22 мая — Sputnik, Фуад Ализаде. В принципе все то, что поступает в Азербайджан как брендовая одежда, шьется не в Европе или США, а в Китае, Индонезии, Малайзии или Северной Африке. Об этом Sputnik Азербайджан заявил член парламентского комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Руфат Гулиев.
Азербайджан увеличит экспорт вина в пять раз >>
Ассоциация производителей и экспортеров текстильной продукции Азербайджана готовит обращение в правительство Азербайджана для налаживания производства одежды. Среди предложений — усиление контроля над импортом текстильной продукции, в производстве которой использованы синтетические материалы.
"Одежда, например, производится в Тунисе, а потом лейблы на нее ставят во Франции или в Германии, из-за чего рубашка стоимостью три доллара, условно говоря, стоит 70 долларов", — отметил Гулиев.
По его словам, повышение тарифов на импортные товары — это протекционистская политика государства. Она заключается в том, чтобы внутренний производитель мог легче конкурировать с импортными продуктами или товарами.
"В принципе я положительно отношусь к протекционистским мерам, государство все делает для того, чтобы дать возможность местным производителям, и в особенности мелким и средним, более комфортно чувствовать себя на местном рынке", — подчеркнул депутат.
Однако при этом местные производители должны знать, что они вынуждены будут производить качественные продукты и товары. Механизм протекционизма должен использоваться постепенно, чтобы не получилось так, что государство увеличит таможенные пошлины, но вдруг окажется, что либо рынок не готов к потреблению местной продукции, либо производители не в состоянии предложить приемлемое качество. "То есть действовать надо постепенно. Условно, вначале таможенные пошлины можно повысить на 20%, потом на 50%, на 75%, а в дальнейшем — в два или три раза", — отметил доктор экономических наук.
Впрочем, уже есть товары, нуждающиеся в протекционизме и производящиеся в Азербайджане с избытком. Например, это винно-коньячные изделия, соки, джемы, варенья, сигареты. Они экспортируются и соответственно имеют возможность конкурировать в соседних странах. "Для таких компаний надо создавать лучшие условия, то есть если местный предприниматель производит соки, джемы и экспортирует их в пять или шесть стран, значит, качество их весьма высокое. И он требует пространства на местном рынке, а для этого уже можно протекционизм для них усиливать", — подчеркнул депутат.
Возвращаясь к местной швейной промышленности, можно отметить, что если она готова дать качественный товар, пора запускать свои местные бренды. В Азербайджане уже есть компания, которая весьма качественно шьет и развивает свою марку лет двенадцать, и этот путь можно рекомендовать малым и средним предпринимателям. Свои бренды нужны, но на первых порах можно договориться с западными компаниями на условиях франчайзинга, лицензии или на других условиях и под их марками выпускать продукцию. Они будут контролировать качество, а потом наряду с этим можно продвигать свои бренды.
"В случае выпуска качественной продукции я готов приобретать местные костюмы. Чтобы не покупать за 300-400 долларов костюм за границей, я предпочту приобрести здесь такой же, если он будет стоить 300-400 манатов. Почему бы нет, вполне вероятно", — отметил Гулиев.
По его словам, еще недавно соки, вина, а также колбасы, сосиски, молоко, творожные изделия, сыры в Азербайджан завозились. "Азербайджанская экономика дала бой импорту, и мы выиграли эту битву. Благодаря развитию сельского хозяйства 85-90% продукции на продовольственном рынке — это азербайджанские товары, бренды. Скажем, мы выиграли эту экономическую битву", — подытожил депутат.
Всех участников азербайджанского рынка продовольствия ждут нововведения >>
Экспортный потенциал текстильной продукции заметно вырастет после ввода в строй девяти производственных объектов с общими инвестициями в 150-200 миллионов долларов в Мингячевирском промышленном парке (МПП), фундамент которых был заложен президентом Ильхамом Алиевым в сентябре 2016 года. На этих предприятиях предусматривается ежегодный выпуск 20 тысяч тонн хлопковой пряжи, трех тысяч тонн акриловой пряжи и столько же — шерстяной, и кроме того — 70 миллионов пар носков и чулок и 1,5 миллиона пар кожаной обуви.
Отметим, что снабжение сырьем действующих в МПП заводов будет обеспечено за счет местного производства, и тем самым будет создана полная цепочка — от производства сырья до выпуска конечной продукции.