Информационный век требует внедрения новых форм взаиморасчетов и финансовых инструментов. Оплата коммунальных услуг — за электричество, газ, воду и телефон производится или посредством специальных терминалов, или через интернет. Даже если в дверь стучится представитель какой-то службы с уведомлением о долге, то на обратной стороне бумаги есть предупреждение. Там четко прописано о том, что ни в коем случае не надо платить наличными служащему компании.
Всего 10% граждан Азербайджана пользуются безналичными расчетами
Укрыться от налогов стало почти невозможно. Каждый бизнесмен, оказывающий какие-либо услуги и реализующий товар, должен отправлять на имя другой стороны электронный счет-фактуру и получать причитающуюся сумму на банковский счет. А затем можно распоряжаться ими по усмотрению: или забирать в наличной форме, или пользоваться картой при оплате своих расходов.
При обналичивании денег с карты автоматически на счет налоговой службы перечисляется 1%, а банку переводится 0,5% денег из общей суммы. Это нововведение должно было стимулировать безналичные расчеты населения. Ну зачем платить лишние деньги банку и налоговикам, когда вполне можно предъявлять банковскую карту для оплаты практически во всех заведениях? Но не тут-то было. Население, будь то пенсионеры, госслужащие или же бизнесмены, практически до нуля снимает все деньги с банковского счета по старинке. А затем простаивает в очередях у платежных аппаратов для оплаты разных услуг. По статистике, всего 10% граждан Азербайджана пользуются безналичными расчетами.
"У нас не работает POS-терминал"
Прежде всего люди не доверяют банкам и банковской системе страны. Ведь при развале СССР население потеряло колоссальные средства, накопленные на счетах Сбербанка. Конечно, государство потом выплатило компенсацию за долги Сбербанка, но это были не те деньги, и в целом люди потеряли свои вклады. А сколько ценных бумаг СССР и разных займов хранится в домах азербайджанцев? Они все время напоминают о потерянных сбережениях. Особенно непоколебима в этом вопросе позиция пенсионеров. Получил деньги, тут же их сними, а то неизвестно, что будет.
Широкому внедрению безналичных расчетов мешают некоторые технические проблемы в этой сфере. Все знают, что POS-терминалов нет во всех магазинах и сетях реализации товаров. Особенно грешат этим мелкие торговые точки, которым проще работать наличными. В некоторых даже крупных супермаркетах можно услышать отговорки, наподобие "у нас не работает POS-терминал", "мы берем карты только системы VISA" и так далее.
Отсутствует и общая система оплаты через карту. Если клиент предъявил карту одного банка, то кассиры очень долго ищут подходящий POS-терминал, начинается непонятная возня. Хотя техническое решение проблемы давно существует. Скажем, в любом гипермаркете США продавцу и в голову не придет орать через весь зал, употребляя выражения "Respublikanı ver" ("дай карту Банка Республика"). Там кассир берет любую карту, вставляет аппарат и все.
Любой клиент с банковской картой не раз становился свидетелем того, что в самый ответственный момент POS-терминал может разрядиться. В этом случае у кассы возникает нервозная ситуация и длинная очередь. Пока зарядят, пока найдут другой аппарат, приходится ждать довольно долго.
Крупные магазины и сети реализации различной техники также не совсем готовы к безналичным оплатам. Конечно, при выборе мобильного телефона можно спокойно оплатить посредством карты, но если клиент купил технику в рассрочку, то придется ежемесячно добираться через весь город для оплаты даже такой незначительной суммы как 20 манатов. Платить через терминал или интернет не получится. Надо нести деньги в кассу. А ведь это и потерянное время, и расходы на транспорт.
Ряд банков блокирует некоторые операции по бизнес-картам клиентов. Если у физического лица имеется кредит в другом банке, то вряд ли он сможет оплатить его через интернет со своей бизнес-карты.
Таких мелких проблем в сфере безналичных расчетов огромное количество. Над этим постоянно надо работать, чтобы клиенты могли без всяких проволочек производить безналичную оплату. Это все нужно прежде всего самим компаниям, работающим на рынке. Ведь за каждого клиента нужно бороться, а рядом часто вырастает офис или объект конкурента.
Главная проблема связана с безопасностью денежных средств клиента
Безналичные расчеты имеют как свои плюсы, так и минусы. Привлекательным в них является то, что они избавляют людей от необходимости носить с собой крупные суммы денег. Ведь деньги можно потерять, их могут украсть, купюры подвергаются порче и часто владельцы объектов отказываются принимать рваные дензнаки. При оплате картами нет нужды думать о размене денег.
Крупные купюры часто становятся головной болью для многих клиентов магазинов. А как удобно производить оплату разных услуг, не выходя из дома, за компьютером. Потратив всего несколько минут, можно оплатить налоги, соцстрахование, штрафы, пополнить счет на балансе телефона и интернет-провайдера. Новые электросчетчики снабжены возможностью мгновенного пополнения баланса через интернет. Оплатил деньги, а через секунду на экране счетчика появляется цифра. Очень удобно. Благодаря безналичным операциям можно покупать нужные товары из любой части планеты.
Но эти операции имеют и свои минусы. Главная проблема связана с безопасностью денежных средств клиента. При постоянных банковских операциях человек оставляет так называемый электронный след. А по этому следу злоумышленники получают доступ к данным карты и могут использовать ее в собственных целях. Например, украсть деньги, совершать покупки. Конечно, опытные интернет-пользователи чаще используют онлайн-кошельки, где можно копить деньги. Они более безопасны и при разумном подходе все возможные потери от электронных взаиморасчетов можно свести к минимуму.
Но все же главная причина отказа от безналичных расчетов населением Азербайджана заключается в психологии людей. Привыкшего к наличным расчетам человека трудно отучить от манящего звука монеты и шелеста купюр. Виртуальные деньги кажутся азербайджанцу нереальным, каким-то фантастическим продуктом современности.
Их нельзя ощутить, хранить в кармане. Они поступают виртуально и точно так же исчезают в нереальном пространстве. Теряется энергетическая связь с деньгами. А это трудно психологически выдержать. Также есть проблема некой технической грамотности людей. Все эти операции требуют приобретения компьютерных знаний и определенных навыков. А учиться новому лень.
Как же бороться с ленью? Четкого ответа нет, время излечит все вредные привычки и психологические проблемы. Новое поколение, наверно, будет жить в ином измерении, в мире электронных расчетов.