БАКУ, 22 апр — Sputnik, Ирада Джалил. В скором времени от, наверное, самого опасного населенного пункта в пригороде Баку — "Шанхая" останутся одни воспоминания. Узнав об этом, я решила, что надо обязательно побывать там в последний раз, ведь я не раз встречалась с его жителями и готовила репортажи с этого странного места со странным названием.
По дороге в "Шанхай" я вспомнила, как, услышав в первый раз название поселка, очень удивилась и сразу же решила узнать, что это за место и где оно находится.
Выяснила, что в Низаминском районе Баку, на территории поселка Кешля есть небольшой населенный пункт, который в народе и называют "Шанхай". А потом я отправилась в этот самый "Шанхай", поговорила с его жителями, подготовила репортаж, после чего еще несколько раз там побывала.
И каждый раз от "шанхайцев" я слышала одно и то же: "Поскорее бы снесли эти постройки, и мы сможем наконец жить как нормальные люди".
Дело в том, что через поселок проходит железнодорожная линия, которая делала жизнь "шанхайцев" порой просто невыносимой. Они боялись отпускать детей поиграть на улицу – не дай бог, окажутся под колесами поезда. Особенно страшно стало после произошедшей два года назад трагедии, когда попавший под поезд 18-летний парень погиб на месте.
И вот я вновь решила отправиться в "Шанхай", надеясь в глубине души, что на этот раз не увижу ни одного дома, ни одной семьи.
Все оказалось не совсем так, как я ожидала, но обо всем по-порядку.
Первое, что бросилось в глаза — домов в поселке осталось очень мало, большинство из них разрушены, да и людей было немного. Первая же женщина, с которой я разговорилась — Тамилла ханум — приехала в старый дом, чтобы собрать оставшиеся вещи. Ее дом одним из первых был включен в список под снос, женщине заплатили компенсацию в размере тысячи манатов за каждый квадратный метр. "На эти деньги я купила в поселке Масазыр двухкомнатную квартиру в блочном доме. Трудно привыкнуть к новой квартире, но я стараюсь", — рассказывает женщина.
Попрощавшись с Тамиллой ханум, я уже хотела пойти дальше, как внимание мое привлек пожилой мужчина. Он стоял, глубоко задумавшись о чем-то, и даже не сразу услышал, что я поздоровалась с ним. Мы разговорились. Деду Гусейну — так он мне представился – 75 лет, и большую часть своей жизни он провел в "Шанхае".
"Я за всю свою жизнь, прожитую здесь, уже привык к звукам поезда… Мне теперь не интересно, что будет с "Шанхаем", мне только интересно, почему жизнь проходит так быстро", — говорит с грустью дед Гусейн.
Среди развалин играют дети. Когда я подошла к ним и спросила: "Ну что, детки, переезжаете?", они не скрывали своей радости: "Да, у нас скоро будет новый дом".
Говорят, "Шанхай" появился в 50-е годы прошлого века. Приезжие из различных регионов, вынужденные переселенцы строили вдоль железной дороги, как они думали, временные бараки, но жили здесь десятилетиями. И сами же назвали свой поселок "Шанхаем". А теперь "Шанхай" навсегда уходит в прошлое.
Заведующая отделом по связям с общественностью ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Севиндж Гадирова сказала Sputnik Азербайджан, что на территории второго блок-поста железной дороги Беюкшор (называемой в народе "Шанхай") предусматривается снос 476 незаконных построек.
"Владельцам 445 построек компенсация уже выдана, их снос уже завершен, 31 постройка по определенным причинам еще не снесена. В настоящее время проводится расчистка территории", — сказала Гадирова. По ее словам, все указанные выше постройки — незаконные.
В соответствии с требованиями закона "О транспорте", Земельного кодекса, Кабинет министров АР принял решение об утверждении правил пользования землей железнодорожного назначения и территорий, входящих специальную защитную зону. Согласно этим документам, на территориях, входящих в зону специальной защиты, могут находиться только железнодорожные объекты.