БАКУ, 17 апр — Sputnik. Трехтысячелетний папирус с жалобами на непристойное и грубое поведение мастера Панеба хранится сегодня в Британском музее, сообщает Популярная механика.
Данный документ носит имя Генри Солта — коллекционера, который купил его у торговцев в Луксоре в начале прошлого века. В конце двадцатых годов египтолог Ярослав Черны перевел документ на английский, и с тех пор папирус Солта известен как древнейший документ, рассказывающий историю о мужчине, злоупотребляющим своим положением и наносящим обиду женщинам.
Западные СМИ вспоминают о древнем документе в 2018 году, когда обвинения, выдвинутые против мастера Панеба, звучат так, как будто взяты со страниц прошлогодних газет.
В документе довольно подробно описываются злодеяния Панеба, прожевавшего в то время в небольшой деревеньке мастеров и художников под столицей тогдашнего Египетского царства Фивами (ныне Луксор — ред.). Так, согласно манускрипту, днем мастер работает над украшением фараоновой пирамиды в Сет-Маат (Дейр эль-Медина, некрополь и поселение мастеров и рабочих — ред.), а по вечерам стучит камнем в двери домов рабочих — строителей пирамид, завязывает массовую драку, в ходе которой наносит побои девятерым, угрожает убийством.
Автор папируса, коллега Панеба по имени Аменахт, обращается к визирю. В своем обращении он обвиняет Панеба в том, что тот отнял у него работу, ворует предназначенное для украшения храмов и царских гробниц, оскверняет священную землю, лжет под присягой, заставляет рабочих фараона работать на себя и спит с замужними женщинами.
У Аменахта были основания не любить Панеба. Оба были выдающимися ремесленниками, а следовательно — конкурентами и к тому же, как пишет Аменахт, Панеб угрожал убить своего наставника Неферхотепа — старшего брата Аменахта, за что был бит слугами визиря. Подробно сложности их взаимоотношений описываются на портале Narrative.ly.
Но предвзятость автора не отменяет значения документа, считают многочисленные историки, работавшие с папирусом — в частности, потому, что, кроме прочего, Аменахт обвиняет Панеба в преступлениях сексуального характера, жертвами которых стали четыре замужние женщины. Эти обвинения стоят в ряду с другими как основание отстранить Панеба от его должности, что для древности было большой редкостью, отмечают ученые.
По словам египтолога из Чикагского университета Джанет Джонсон, именно брачный статус жертв делал поступки Панеба преступлениями в глазах его современников. Ученый отмечает, что сексуальные отношения вне брака в Древнем Египте не регулировались общественными нормами, но после замужества или женитьбы оба супруга должны были хранить верность друг другу.
Подробнее обвинения Аменахта также анализируются в книге Паскаля Вернуса "Скандалы и интриги Древнего Египта" (Affairs and Scandals in Ancient Egypt).
"Панеб не заслуживает своей должности", — заключает обвинитель. Дальнейшая судьба обоих до конца не ясна. В конце концов место скомпрометировавшего себя Панеба занял другой мастер, Аанахт; в позднейших документах упоминаются потомки Панеба, все так же возводившие и украшавшие пирамиды, хотя и не достигшие того высокого положения, которое быстро занял в свое время сам злодей Панеб.