Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Правительственные войска Сирии 12 апреля взяли под контроль сирийский город Дума. О том, какого дальнейшего развития событий вокруг Сирии стоит ожидать, Sputnik Азербайджан побеседовал с главным экспертом Американо-Азербайджанского фонда содействия прогрессу Алексеем Синицыным.
- Насколько прочно армия Асада закрепилась в Восточной Гуте?
— Операция по освобождению Восточной Гуты полностью завершена. Боевики "Джейш аль-Ислам" — это креатура саудитов – вывезены из Думы, последнего оплота радикалов, в Идлиб и далеко на север провинции Алеппо.
Мировое сообщество так и не признало "Джейш аль-Ислам" террористической организацией, хотя это ей принадлежало бесчеловечное ноу-хау – возить обычных шиитов и пленных солдат в клетках по городу, чтобы защитить свои позиции от налетов сирийских ВВС.
Конечно, командование боевиков, у которого в советниках саудовские и пакистанские инструкторы, оставило в Думе диверсионно-террористические группы, одна из которых и обстреляла автобус с российскими журналистами. Боевики наверняка готовили атаки на инспекторов ОЗХО, но сейчас в городе оперирует военная полиция России с приданными ей спецназами мухабарата (военной разведки) и Республиканской Гвардии.
Профессор: США играют по своим правилам, а мир должен это принять >>
Надо полагать, что зачистка Думы будет проведена оперативно и качественно. Сейчас Восточная Гута – глубокий тыл сирийских ВС, и никакая опасность со стороны "непримиримой оппозиции" этому району больше не грозит.
- В свое время существовала версия, что тот, кто возьмет Гуту, будет править в Сирии. Насколько эта версия имеет право на жизнь?
— Сейчас это совершенно не актуально. Когда анклав контролировали боевики, то всегда существовала угроза их прорыва в Дамаск. И это могло произойти, если бы американцы нанесли ракетно-бомбовые удары по правительственным кварталам Дамаска, как и анонсировала постпред США в ООН Никки Хейли. Однако, после известного заявления генерала Герасимова удара не последовало, а Гута полностью перешла под контроль правительственных сил.
Сейчас наиболее близкие позиции боевиков (всего с десяток километров), расположены в аль-Кадаме, который входит в агломерацию "Большой Дамаск". Его захватили игиловцы (боевики запрещенной радикальной террористической организации "Исламское государство", ИГ — ред.), которых не смогли удержать Национальные силы обороны, так называемые "шабиха". От ополченцев многого требовать нельзя – их подготовка не занимает и месяца. Но сейчас на это направление переброшены отборные сирийские части. Поэтому судьба аль-Кадама будет решена достаточно быстро.
Гута перешла под контроль Асада, но до завершения войны еще очень далеко. Есть и другие важные фронты, самым опасным из которых будет Идлиб, куда, как в резервацию, загоняют боевиков со всей Сирии.
- В свете угроз Трампа и обещаний ударить по Сирии, а также его обвинений в адрес России, какого развития сирийской ситуации ждать теперь?
— Для американцев было бы идеально, если бы события развивались по ливийскому сценарию – международная коалиция сверху уничтожает всю армейскую инфраструктуру Асада, а "зеленая пехота" (боевики) и даже остатки "черной пехоты" (ИГ) завершают разгром сирийской армии на земле.
Но, даже если ни один россиянин в Сирии каким-то чудом не пострадает, то Москва подобный исход сирийской кампании допустить не может. Иначе зачем тогда надо было появляться в Сирии? Я уже не говорю о прямом боестолкновении российских и американских военных при атаке на российские базы. Это – полноценная война.
И не надо вслед за "диванными" экспертами повторять, что в этом столкновении победа гарантирована американцам. У американских военных такой уверенности нет.
Буквально на днях в аналитическом центре Heritage Foundation министр армии США Марк Эспер заявил о том, что только "к 2028 году сухопутные силы США будут готовы развёртываться, бороться и одерживать полную победу над любым противником, одновременно осуществляя сдерживание других противников и сохраняя возможность по ведению боевых действий против нерегулярных формирований". Но сейчас 2018 год, а не 2028, и подобных возможностей у американской армии нет.
Он виновен потому, что виновен: мир на грани нового Карибского кризиса >>
В США принят некий индикатор готовности вооруженных сил в диапазоне от пяти до одного, именуемый DEFCON (DEFense readiness CONdition). DEFCON 5 — это рутина, готовность мирного времени. DEFCON 1 — максимальная боеготовность в преддверии крупномасштабного военного конфликта с возможным использованием оружия массового поражения. Сейчас действует режим DEFCON 4, который подразумевает лишь усиление разведдеятельности.
Именно поэтому российские базы в Сирии облетают "белозвездные" самолеты-разведчики, а не потому, что решение о войне с Россией уже принято, как это кому-то кажется.
Солидная The New York Times приводит слова главы Пентагона Джеймса Мэттиса на одном из последних заседаний военного руководства США: "…на стратегическом уровне речь идет о том, как суметь удержать ситуацию от эскалации и потери контроля над ней, если вы понимаете, что я имею в виду". Мэттис имеет в виду столкновение с Россией, которое ему очень хочется избежать.
Безусловно, возможность для этого есть – согласиться с тем, что у США не нашлось веских доказательств применения "химоружия" силами Асада в сирийской Думе. Тем более, что это как раз и соответствует истине.
Эрдоган рассказал, кому и когда Турция передаст Африн >>
Но пойдет ли на это признание Дональд Трамп, которого сейчас с усиленным рвением травят в собственном доме. К тому же свой личный авторитет он напрямую связывает с предстоящими выборами в Конгресс, где никто не может гарантировать республиканцам победу.
Авторитет, как известно, надо блюсти, а внимание общества, возбужденного "темным прошлым" Трампа, следует отвлечь успешной операцией в Сирии. Или хотя бы ее инсценировкой. Таким образом, "сохранить лицо".
Может быть, американцам удастся договориться с русскими о нанесении ракетных ударов по ничего не значащим объектам. Так уже было в прошлом году, когда американцы ударили по срочно эвакуированной сирийцами авиабазе Шайрат.
Но независимо от того, состоятся ли "театрально-постановочные" удары по Сирии или нет, никто продвижение войск Асада не остановит. Однако, конфронтационные тенденции и в Сирии и, в целом, в американо-российских отношениях, будут только нарастать.
Интервью записано до нанесения западной коалицией удара по Сирии.