Александра Зуева, Sputnik Азербайджана
Отношения Азербайджана и России находятся на высоком уровне. В обеих странах уже состоялись президентские выборы, итоги которых говорят за то, что главы государств Владимир Путин и Ильхам Алиев продолжат развивать двусторонние отношения. О том, какими видятся отношения двух стран, Sputnik Азербайджан поинтересовался у российского сенатора, члена наблюдательной миссии от Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Александра Башкина.
- Как вы оцениваете российско-азербайджанские отношения?
— Я – член Совета Федерации, сенатор Российской Федерации и представляю один из ее регионов в Федеральном парламенте – Астраханскую область. Для большинства жителей Азербайджана и большинства астраханцев – этого вопроса не существует. Потому что, как мне кажется, наиболее тесные братские межрегиональные отношения у Азербайджана с Астраханской областью.
В центре города Астрахань есть памятник великому Гейдару Алиеву, есть парк и школы его имени. Есть мост дружбы, построенный совместно специалистами из двух стран – можно сказать, это подарок азербайджанцев нам. В Баку есть Парк Дружбы – подарок астраханцев Азербайджану.
У нас высокий уровень общения и доверия как в межрегиональном формате, так и в общенациональном формате. Товарооборот между нашими государствами постоянно растет, наши страны находятся на важном транснациональном торговом пути "Север-Юг".
Уровень отношений между Азербайджаном и Россией, а также между регионами двух стран очень высок. И самое главное – это не предел. Мы не достигли предела. Мы будем развивать отношения. И наше общение на самых разных уровнях – культурное, спортивное, экономическое – оно будет этому развитию способствовать.
Общение не только между политиками, президентами, а просто между гражданами – залог наших добрососедских, дружеских и братских отношений. Не формально братских, когда о них говорят с высоким пафосом, а так, как говорят в семье. Мы соседи, мы исторически рядом, мы просто обязаны укреплять нашу дружбу.
- Какова роль Азербайджана в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)?
— По моему мнению, ШОС является самой крупной в мире Ассоциацией государств, самым крупным объединением. В настоящее время в качестве полноправных членов в ШОС входит восемь государств, на территории которых проживает 46% населения планеты – три миллиарда сто двадцать три миллиона человек. ШОС занимает территорию, которая простирается от Атлантического до Тихого океана, от северных морей до южных. ШОС занимает территорию, которая приближается в половине территории суши и водной глади Земли.
Лебедев о выборах в Азербайджане: тайн никаких не было >>
Поэтому надо понимать, что возможности экономического и культурного обмена у этой организации очень велики. Это не военный блок, не военно-политический союз. ШОС абсолютно миролюбивая организация, которая преследует только одни цели – развитие экономики, гуманитарных отношений и гармонизации наиболее позитивных и созидательных векторов развития государств.
Выражаясь языком генерального секретаря ШОС, стоит очередь из послов различных государств для того, чтобы подать заявку на вступление в эту организацию. Достаточно большое количество государств стремятся в ШОС. Причем у некоторых из них между собой непростые отношения. И ШОС рассматривается как одна из площадок по примирению и сближению тех государств, которые находятся между собой в этих непростых отношениях.
- Армения сегодня имеет какое-то отношение к ШОС?
— Армения является партнером по диалогу ШОС. Членство в организации – процесс консенсуальный. Все абсолютно члены ШОС должны дать согласие. И поэтому, в связи с большим объемом заявок, процесс вступления объективно растягивается на длительное время.
Глава ЦИК оценил ход президентских выборов в Азербайджане >>
У Азербайджана в ШОС также статус партнера по диалогу. Это первый этап. И, как я знаю, страны-участницы ШОС с вниманием смотрят в сторону Азербайджана. И относятся с одобрением к стремлению страны влиться в состав этой уважаемой организации.
- Как сегодня из России видится возможность вступления Азербайджана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), учитывая существующую карабахскую проблему?
— Вступление в ту или иную организацию – личное дело страны. Никто не вправе в современном мире заставить, понудить вступить в ту или иную организацию.
В мире существует много примеров, когда наличие локальных или территориальных конфликтов препятствует вступлению в те или иные организации и блоки. Или же осложняет процесс выступления. Но, с другой стороны, такие организации как ШОС и ЕАЭС – это возможность нормализации проблемных отношений между странами.
Инвалиды первой группы тоже не остались в стороне от процесса голосования >>
Сколько существует мир, сколько существует цивилизация, столько существуют и конфликты между государствами. Существуют империи и различные государства, они проходят жизненный цикл как люди – зарождаются, развиваются, трансформируются и когда-то распадаются.
На нашей исторической памяти масса империй, которые потрясали мир своей мощью и сейчас исчезли. И в процессе существования государств возникают какие-то конфликты. Так всегда было.
Но общецивилизационная ценность человечества – это все-таки мир, а не война. Это устранение конфликтов, устранение оснований для них. Поэтому, когда государства объединяются на различной почве, и в первую очередь, на невоенной почве, это, в конечном счете, приносит пользу всем.
Конечно, я считаю, что и Азербайджану, и странам ЕАЭС было бы и полезно, и интересно, чтобы ваша страна стала членом этой структуры.
- Хотелось бы коснуться также международной повестки. И в частности, тех резких заявлений, которые президент США Дональд Трамп сделал накануне в сторону России. Как вы расцениваете ту ситуацию, которая сегодня происходит в мире?
— Twitter не лучшая форма для реализации дипломатии. Я сочувствую остальному миру, который с тревогой наблюдает за эскалацией и никак не может повлиять на деэскалацию этих процессов. Хотя в какой-то степени и может. Например, объективностью, внимательным изучением происходящих событий. Полагаясь на достоверные факты, а не на эмоциональные догадки или предположения.
В мире, когда высока цена ошибки, нельзя руководствоваться в каких-то серьезных далеко идущих шагах предположениями, недостоверными фактами, а тем более опираясь на какие-то провокационные действия. Люди не так глупы, как иногда предполагают некоторые политики.
Российская Федерация не заинтересована в эскалации конфликта. Мы не заинтересованы в осуществлении неразумных, не поддающихся логике, нерациональных и опасных шагах, которые ей пытаются приписать.
Я глубоко убежден, что данная ситуация не дойдет до каких-то серьезных и тяжких последствий для мира. Но должен сказать, что на политиках лежит серьезная ответственность.
Американцы подняли в воздух самолет "судного дня" >>
Я по образованию юрист, и знаю, что в любой правовой системе мира реализация процесса привлечения к ответственности разделена между этапами и различными ведомствами. В любой стране мира подозревают и обвиняют одни организации, расследования ведут другие, судит третья структура, а исполняет – четвертая.
Недопустимо и немыслимо, чтобы один и тот же человек или один и тот же орган заподозрил, расследовал, обвинил, судил и привел в исполнение. Это нарушает все юридические, правовые и вообще демократические нормы. Это, в первую очередь, удар по демократическому пониманию.
И когда администрация США подозревает Россию в чем-то еще недоказанном, не пытаясь доказать якобы расследует, и якобы обвиняет, и якобы принимает меры, — это как минимум юридически неграмотно.