Новости

Слово мужчины: его еще можно вернуть в школы Азербайджана

В школах Азербайджана с каждым годом все меньше учителей-мужчин, однако их наличие очень важно для учеников как с психологической, так и воспитательной точки зрения.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 26 мар — Sputnik, Ирада Джалил. Государственный бюджет не позволяет значительно повысить зарплату учителям. Однако проблему можно решить, освободив педагогов от определенных расходов – выплат за свет, газ, воду. Мужчин можно вернуть в преподавательскую сферу, в том числе предоставив учителям статус государственного служащего.

Об этом Sputnik Азербайджан сказал эксперт в сфере образования Кямран Асадов, комментируя вопрос о том, почему число мужчин-учителей в Азербайджане стремительно сокращается.

Как учебная нагрузка породила серьезную болезнь среди азербайджанских школьников

Напомним, что в конце февраля президент Азербайджана Ильхам Алиев с целью дальнейшего усиления социальной защиты работников образовательных и научных учреждений подписал распоряжение о повышении с первого марта 2018 марта ежемесячных должностных окладов работников образовательных учреждений (за исключением высших учебных заведений), финансируемых из государственного бюджета.

Несмотря на периодическое повышение зарплаты, число мужчин-учителей в средних школах продолжает стремительно падать. По статистике, на сегодня из 151 тысячи учителей в 4500 школах республики больше 122 тысяч составляют женщины.

По словам Асадова, время от времени преподавателям в Азербайджане повышают заработную плату, но все равно проблемы остаются. Оклад учителя на одну штатную единицу составляет 180 манатов, при этом только те педагоги, которые работают больше 18 лет, получают зарплату в 450 манатов.

Молодой учитель, конечно же, прекрасно понимает, что не сможет жить на зарплату, поэтому вынужден, отложив диплом, искать работу с более высокой зарплатой.

Роман за 20 минут: школьник из Баку может попасть в книгу рекордов Гиннеса

Тем не менее, низкая зарплата, считает эксперт, не единственная причина, по которой мужчины не идут в учителя: тут играет роль и укоренившееся мнение, что преподавание — это скорее женское занятие и прочие обстоятельства.

"Труд, физику, физкультуру, историю в советские времена больше преподавали мужчины, но в последнее время их все меньше и меньше", —заметил эксперт.

Асадов указал на тот факт, что в городах женщин-педагогов больше, чем в сельской местности. При этом, по его словам, не только в Азербайджане, но и во всем мире продолжает формироваться мнение, что преподавание – это скорее женская, нежели мужская профессия.

Не профессора и академики, а простые трудяги: государство привлекает молодежь в ПТУ

"К примеру, в России доля женщин-педагогов по средним подсчетам составляет 87,4%. Интересно, что в средних классах этот показатель равен 92%, в начальных классах — 98,2%", — сказал он.

Эксперт считает, что наличие мужчин-учителей очень важно с педагогической точки зрения. Так, у мужчин больше сил и энергии, мужчины-педагоги очень нужны и девочкам, и мальчикам для их правильного воспитания, формирования, понимания взаимоотношений между полами.

Асадов добавил, что еще в 80-е годы соотношение учителей и учительниц было примерно равное. А в некоторых областях процент мужчин-педагогов был даже выше. События, последовавшие в республике после восстановления независимости Азербайджана, карабахский конфликт, экономические проблемы привели к тому, что учителей становилось все меньше и меньше.

"Обычный секс", или Как телефоны могут защитить азербайджанских школьников

По мнению психолога Ферганы Мехмангызы, наличие в школе учителей-мужчин очень важно для детей как с психологической, так и воспитательной точки зрения. Если в школе будет пример мужского поведения, то для ребенка, который растет без мужчины в семье, учитель станет образом, к которому он будет стремиться. Это особенно важно для воспитания мальчиков.

"Общаясь с педагогами в школе, дети учатся тому, какими должны быть мужчины и женщины", — заключила психолог.