Новости

Интеллектуальный центр без интеллектуальных мер: когда Баку решит проблему транспорта

Центр интеллектуального управления транспортом Баку функционирует не в полную силу. То есть ничего интеллектуального в управлении транспортом столицы не ощущается.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В столице Азербайджана функционируют какие-то отдельные структуры по транспорту, но целостного подхода к решению проблем этой сферы не ощущается.

Закроются ли в Азербайджане цеха по выпечке хлеба?

В транспортную сферу страны вложены огромные средства

Чтобы понять всю отчаянность положения дел в транспортной индустрии, нет нужды даже проводить какие-то мониторинги. Достаточно провести в городе один день, мотаясь из одного конца Баку в другой. Конечно, отдельные элементы общественного транспорта работают довольно прилично. Метро традиционно обеспечивает основной пассажиропоток столицы, именно благодаря ему город живет полноценной жизнью, придерживаясь точного графика движения. Некоторые новые линии маршруток с современными автобусами и системой оплаты посредством карт тоже поддерживают имидж Баку как образец европейского города.

Но столица Азербайджана беспросветно борется с бесконечными пробками, грязными автостоянками, плохой координацией движения общественного транспорта, водителями криминального типа, устаревшими автобусами. В транспортную сферу страны вложены огромные средства, но из-за плохой системной работы пришлось даже ликвидировать министерство транспорта, которое передали в ведение Минсвязи и высоких технологий.

Надежды на эффективную работу ЦИУТ не оправдались

Указом президента Ильхама Алиева от 26 октября 2007 года был создан Центр интеллектуального управления транспортом. Реально ЦИУТ начал работать в конце 2011 года, то есть более шести лет. Это был совместный проект минтранспорта и Южной Кореи, на осуществление которого было выделено примерно 100 миллионов манат, то есть 128 млн. долларов США. Тогдашний министр Зия Мамедов вообще пообещал, что со временем система интеллектуального управления распространиться на все регионы страны.

Жар за 39: почему грипп стал повседневным спутником граждан Азербайджана? >>

Для полноценной работы ЦИУТ действительно были приложены огромные усилия, в большинстве автобусных остановках были установлены специальные мониторы стоимостью в 10 тысяч долларов, создана фибероптическая инфраструктура, сооружены множество камер наблюдения, а все маршрутки были снабжены оборудованием GPS. Центр имеет в своем распоряжение высокоточное оборудование и снабжен системой "BARCO". В центре имеется один из самых крупных мониторов мира высотой в 5, шириной 24 метров, общая площадь которой составляет 120 квадратных метров.

Маслом кашу испортишь: доказано спекулянтами в Азербайджане

Надежды на эффективную работу ЦИУТ, правда, не оправдались, волоконная инфраструктура со временем пришла в негодность, мониторы фактически превратились в развлечение для шальной детворы, а водители маршруток никак не реагируют на камеры наблюдения и продолжают нарушать правила вождения. Сайт и страница в соцсети Facebok ЦИУТ давно не функционируют, и не решен вопрос о полномочиях этой структуры. Даже непонятно, кому подчиняется ЦИУТ. Горячую линию 141 ЦИУТ, к примеру, передали в ведение Бакинского транспортного агентства (БТА).

Центр не может наказать водителя маршрутки за какую-то погрешность

На самом деле ЦИУТ действительно никак не может влиять на работу общественного транспорта Баку. Для полноценного функционирования центра параллельно с ней должны работать иные структуры. Ведь центр не может наказать водителя маршрутки за какую-то погрешность. Скажем, по закону за рулем маршрутки нельзя курить, но что делать с этой информацией о курении водителя? Необходимо так наладить работу ЦИУТ, чтобы информация о правонарушениях автоматически поступала и руководству транспортной компании, и тому органу, который без промедления оштрафует и водителя, и компанию. Чтобы не ломали дорогие мониторы на остановках, нужны камеры слежения и программное обеспечение, определяющее правонарушение.

Какая модель победит в Азербайджане: поддержи ближнего или ничего личного? >>

При ЦИУТ должны работать группы интеллектуалов, собирающих и анализирующих информацию о проблемах транспортной инфраструктуры. Вложенные деньги нужно возвращать государству через систему штрафов и наказаний. Часть средств нужно снова вкладывать в совершенствование этой же системы. ЦИУТ можно передать в ведение БТА, тем более что руководство БТА этого настойчиво добивается. Ясно одно: системой управления транспорта должны заниматься действительные интеллектуалы и сильные программисты.

Девушка, не выдержав напряжения и отсутствия воздуха, рухнула на пол

Это случилось в первый день весны. Вечером в час пик 172-я маршрутка совершила долгий переход из одной стороны станции метро "Кероглу" в другую, потратив на это примерно 30 минут. Дело обычное, во время пробок и наплыва транспорта.

"Аморальщина": появится ли в Азербайджане своя Моника Белуччи?

Еще 10-15 минут водитель безуспешно пытался покинуть площадку перед станцией метро и вырваться на трассу. В этот момент молодая девушка, не выдержав напряжения и отсутствия воздуха, рухнула на пол автобуса, пробив брешь в ряду пассажиров. Добросердечные женщины быстро нашли для пострадавшей место, открыли все окна, нашли таблетки под язык, и через 5-10 минут девушка пришла в себя. Откачали, называется. При этом водитель автобуса даже не обернулся на шум, да и чем он мог помочь, аптечки у него нет и не было, вырваться из кольца других маршруток и частных такси он не мог, авось пронесет, подумал он. Девушке на этот раз повезло благодаря энергичным действиям окружающих людей.

Страшное столпотворение людей, транспорта и частных машин около станции метро "Кероглу" вызывает неприятные ощущение у любого, кто окажется здесь после окончания рабочего дня. Навести порядок в этом участке не удается никому. Ни БТА, ни Министерству транспорта, связи и высоких технологий, ни городская мэрия, ни какие-либо другие структуры не могут что-либо поделать. Никто не может объяснить почему расстояние, которое можно пройти пешим ходом за 5 минут нужно на автобусе преодолевать за полчаса. Да за это время можно добраться в Сумгайыт по прямой трассе.

Проблема нагромождения транспорта около метро "Кероглу" — это частный случай

На самом деле несколько простых действий могли бы существенно изменить ситуацию. Без всякого сомнения, загородные маршрутки нужно перенести в сторону метро на открытую площадку. Во время крупных спортивных соревнований так и поступают. Без всякого сожаления нужно убрать такси и частные машины с пути движения общественного транспорта. Для такси нужно подобрать другое место и на этом месте должны работать только такси по специальной лицензии. Установить несколько камер и штрафовать виноватых водителей навсегда лишило бы их желания преграждать путь общественному транспорту. Любые неправомерные действия происходят именно в среде безнаказанности.

Даже азербайджанское ТВ начало информировать население о криптовалютах>>

Проблема нагромождения транспорта около метро "Кероглу" — это частный случай. Таких нерешенных случаев в общей системе транспорта столицы немало, и каждое дело требует интеллектуального решения.

Центр интеллектуального управления транспортом существует, но общественный транспорт Баку нуждается в действенных интеллектуальных мерах, чего не хватает как воздух и вода. Люди тратят свой потенциал в ненужных пробках, загруженных дополна автобусах, необорудованных стоянках. Вопросы нужно решать при помощи профессионалов.