БАКУ, 18 янв — Sputnik. После введения новых таможенных пошлин с начала года цены на автомобили с объемом двигателя более 2000 кубических сантиметров стоимостью 30 тысяч манатов выросли на 15%.
Об этом заявил на прошедшей в мультимедийном пресс-центре Sputnik Aзербайджан конференции директор Экспертного центра недвижимости Рамиль Османлы.
С 2018 года в Азербайджане применяются новые таможенные пошлины на экспорт и импорт товаров. Соответствующее решение Кабинета министров АР от 17 ноября "О товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Азербайджанской Республики, ставке импортных таможенных пошлин и ставке экспортных таможенных пошлин" вступило в силу с первого января 2018 года.
По словам эксперта, это достаточно сильный рост цен на автомобили: "Цены на автомобили стоимостью до 10 тысяч манатов подорожали на 1,5 – 2 тысячи манатов, но данный рост привел к снижению спроса на транспортные средства. Более детальный анализ по состоянию автомобильного рынка можно будет обсудить после первого квартала текущего года", — отметил Османлы.
Если принятые Центробанком в 2015 году меры по ограничению кредитования по новым и поддержанным автомобилям, а также переход на стандарты евро-4 имели положительные экологические факторы, то решение по повышению пошлин в ноябре 2017 года больше служит сокращению и препятствует автомобилизации в стране, подчеркнул эксперт.
"Это неправильно, так как по количеству машин на душу населения Азербайджан отстает не только от развитых стран мира, но даже от ряда стран СНГ. В России на десять человек приходится 7 автомобилей, в Казахстане – 5,5, Украине – 5, в Азербайджане лишь 1,3-1,4. Между тем, по итогам 2016 года импорт автомобилей в страну по сравнению с показателями 2012-2013 годов сократился почти в шесть раз", — отметил директор Экспертного центра недвижимости.
Касаясь принятия высоких пошлин для защиты местных компаний при производстве в стране автомобилей, шин и других запасных частей, эксперт отметил, что это имело бы смысл, если бы на рынке производили хотя бы 15-20% от требуемого.
В целом, говоря об административных мерах по поддержке автомобилей местного производства, то они малоэффективны и несут краткосрочный эффект.
"Успех автомобилей, которые будут выпускаться в Нефтчале, зависит только от их качества и цены. Сейчас в странах Центральной Азии успешнее реализуются китайские автомобили, которые вытесняют российские именно за счет качества и цены. В случае более привлекательного дизайна в сочетании с доступной стоимостью машины азербайджанского производства могут найти покупателей не только в Азербайджане, но и в странах Центральной Азии", — отметил Османлы.
Все для водителей: еще одна улица в Баку станет шире>>
По его словам, среди азербайджанских автолюбителей на сегодня лидируют марки Hyundai, Toyota Nissan и KIA. Заметные изменения прослеживаются и на рынке поддержанных автомобилей: лидерство сохраняет Mercedes, однако заметно выросли предложения автомобилей японского и корейского производства.
Как известно, автомобиль — не роскошь, а средство передвижения, но на некоторых граждан Азербайджана это может не распространяться. Азербайджанец может жить на съемной квартире, но люксовый автомобиль от 150 тысяч манатов и выше он купит. Особенно это прослеживается среди деловых кругов, добавил эксперт.
"В Турции глава крупной компании приезжал на переговоры на Reno стоимостью 15 тысяч долларов. У нас бизнесмен не может позволить себе приехать на деловую встречу на машине дешевле 150 тысяч манатов. В Азербайджане завоз люксовых автомобилей стал прослеживаться с 2006 года, и сейчас самой распространенной маркой можно считать Lexus", — сказал Османлы.
С первого января 2018 года таможенные пошлины для авто с объемом двигателя больше 1500 кубических сантиметров рассчитываются по 0,70 доллара за кубический сантиметр, а для подержанных автомобилей — 1,2 доллара. Согласно предыдущим пошлинам, если объем двигателя нового автомобиля превышает 1500 кубических сантиметров, на каждый кубический сантиметр взимается пошлина в размере 0,40 доллара, для автомобилей с годовым пробегом — 0,70 доллара.
Для новых и подержанных автомобилей с объемом двигателя менее 1500 кубических сантиметров импортная таможенная пошлина сохранилась прежней — на уровне 0,4 и 0,7 долларов соответственно.