БАКУ, 14 мар — Sputnik. Случилось то, чего ждали в Центральной Азии и за пределами региона уже более 20 лет, – президенты Кыргызстана и Таджикистана Садыр Жапаров м Эмомали Рахмон 13 марта заключили договор о государственной границе между двумя странами.
Стороны также подписали 16 документов, среди которых соглашение об обеспечении доступа к водохозяйственным и энергетическим объектам, договоренность о строительстве и использовании автомобильных дорог, а также о сотрудничестве в области сельского хозяйства.
Согласно договоренностям, на таджикско-кыргызской границе будет возобновлена работа двух КПП, закрытых с 2021 года, а с 14 марта будут запущены авиарейсы между странами.
Кроме того, Жапаров и Рахмон договорились увеличить объем взаимной торговли до $500 млн и выразили готовность ускорить запуск проекта передачи и торговли электроэнергией Центральная Азия-Южная Азия-1000 (CASA-1000).
Как разделили границу Таджикистан и Кыргызстан
Конфликт, связанный с 980-километровой госграницей между Кыргызстаном и Таджикистаном, был решен в конце февраля этого года, когда стороны после 23 лет переговоров договорились о делимитации.
В марте начался процесс обмена территориями в рамках соглашения – Таджикистану отошло кыргызское село Достук (площадь - 91 га), а в обмен Кыргызстан получил аналогичную территорию от Таджикистана, а также 30 га в качестве компенсации за инфраструктуру села Достук.
В общей сложности Таджикистан получил 141,9 га территории, тогда как Кыргызстану отошли более 142 га. Помимо обмена территориями, стороны договорились и о строительстве дорог нейтрального статуса, которыми смогут воспользоваться как таджикская, так и кыргызская сторона.
Возрождение старых проектов
Мирное урегулирование конфликта на границе позволит Душанбе и Бишкеку реализовать ряд экономических и инфраструктурных проектов, которые были отложены. Так, ожидается, что в первую очередь стороны вернутся к энергетическим проектам, и одним из самых перспективных является проект CASA-1000, призванный расширить поставки электроэнергии в объеме 1300 МВт, выработанной из возобновляемых источников энергии, из стран Центральной Азии в Пакистан и Афганистан.
В рамках проекта запланированы модернизация электросетевого комплекса, строительство новых подстанций и высоковольтной линии электропередачи, что позволит Кыргызстану и Таджикистану экспортировать излишки электроэнергии в летнее время в Пакистан и Афганистан.
Реализация проекта была поставлена на паузу, в частности, после обострения конфликта между двумя странами летом 2022 года.
Бишкеку и Душанбе также важно возобновить взаимодействие в транспортно-логистической сфере. Среди подписанных в четверг документов есть договоренности о строительстве и использовании автомобильных дорог.
Мир в Центральной Азии выгоден и Азербайджану
Таджикистан и Кыргызстан являются участниками инициативы Среднего коридора – части глобального проекта "Один пояс, один путь". Для развития грузопотока по Среднему коридору Азербайджан развивает транспортное сотрудничество с каждой из этих стран.
Баку предлагает центральноазиатским странам свой морской порт на Каспии и инфраструктурные решения. Однако, в отличие от Туркменистана и Казахстана, которые являются прикаспийскими странами, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан фактически находятся в зависимом от соседей положении в вопросе выхода на мировые транспортные коридоры и морские порты.
Так, Кыргызстан имеет выход к Бакинскому порту и дальше - к европейскому рынку только через территорию Казахстана, тогда как Таджикистан может выйти на этот маршрут через территории Узбекистана и Казахстана.
В то же время Бишкек и Душанбе пытаются модернизировать свою транспортную систему, повысив ее качество до международных стандартов, и включить свои транспортно-логистические проекты в международные коридоры. Кооперация Таджикистана и Кыргызстана в этом вопросе позволит странам успешнее реализовать транспортные проекты и стать частью важного логистического маршрута от Китая до Европы.
Как известно, диверсификация транспортных путей является одним из главных вопросов для государств, которые намерены вывести свои товары на международный рынок. Для Азербайджана важно иметь доступ к рынкам Центральной Азии по более чем одному маршруту, и в этом плане открытие транспортных коммуникаций между Таджикистаном и Кыргызстаном предоставляет Баку дополнительный маршрут в экспортно-импортных операциях.
Мир и стабильность как гарантия экономического развития
Азербайджан также планирует наращивать торгово-экономическое взаимодействие со всеми странами Центральной Азии, включая Таджикистан и Кыргызстан.
Так, Баку и Бишкек создали инвестиционный фонд для реализации совместных проектов с уставным капиталом в $25 млн с дальнейшим увеличением его до $100 млн. Создание фонда уже дает результаты – по итогам 2024 года Азербайджан нарастил инвестиции в экономику Кыргызстана более чем в десять раз относительно 2023-го.
Растет и взаимодействие Баку с Душанбе. В 2023 году Азербайджан заявил, что готов поставлять нефть в Таджикистан, а также поможет с запуском нефтеперерабатывающего завода, расположенного в свободной экономической зоне (СЭЗ) "Дангара".
В целом, Азербайджан планирует инвестировать в производственные и инфраструктурные проекты этих стран. Кроме того, Баку намерен также работать там с новыми партнерами региона, в первую очередь с арабскими странами, готовыми вкладываться в проекты в Центральной Азии.
И, как известно, первым условием привлечения инвестиций в страну является отсутствие конфликтов и сотрудничество с соседними государствами. Решив пограничный конфликт, Душанбе и Бишкек внесли свою лепту в установление мира и стабильности в Центральной Азии и послали четкий месседж инвесторам, что готовы сотрудничать во благо экономики региона.