БАКУ, 22 фев — Sputnik. Сертификация директоров школ направлена на повышение качества управления в системе образования. Этот процесс можно рассматривать в первую очередь как важный механизм для объективного измерения знаний и навыков руководителей учебных заведений.
Об этом Sputnik Азербайджан сказал эксперт по вопросам образования Кямран Асадов.
Напомним, недавно на брифинге министр науки и образования Азербайджана Эмин Амруллаев сообщил, что директора и заместители директора школ будут привлечены к сертификации. Он также сказал, что при назначении на эти должности будут учитываться и баллы кандидатов при сертификации.
Отметим, что преподаватели средних общеобразовательных учреждений проходят сертификацию каждые пять лет. А вот директора и их заместители не привлекаются ни к сертификации, ни к каким-либо экзаменам для проверки их управленческих навыков.
По мнению Асадова, в системе образования управленческие навыки директоров серьезно влияют на многие факторы - от академических результатов школы до мотивации преподавателей. Процесс сертификации в основном направлен на обеспечение профессионального развития директоров и их заместителей и повышение качества управления школами.
"Введение сертификации приведет к использованию стандартизированных методов оценки для измерения навыков руководителей школ в области управления. В рамках этой системы будут проверяться знания и навыки директоров в таких областях, как учебный процесс, стратегическое управление, координация педагогического персонала, реализация образовательной политики и эффективное управление ресурсами", - сказал Асадов.
В настоящее время, отметил собеседник, многие директора школ управляют на основе многолетнего опыта и субъективных методов. Однако такой подход не всегда соответствует современным требованиям. Директора, прошедшие сертификацию, обладают более современными управленческими навыками и могут положительно влиять на повышение качественных показателей школ.
Эксперт считает, что влияние сертификации на управление в школах будет проявляться в различных аспектах. По его словам, в первую очередь, будет наблюдаться применение различных подходов к управленческим качествам руководителей.
"В современной системе образования директора школ должны заниматься не только административным руководством, но и работать с педагогами. В Азербайджане же большинство директоров уделяют больше внимания административным функциям. Руководители, прошедшие сертификацию, будут более информированы о новых методах управления, навыках лидерства и планах развития школ. Это может изменить культуру управления учебными заведениями", - считает Асадов.
Сертификация повысит ответственность
Он добавил, что сертификация повысит ответственность директоров и усилит подотчетность в школах.
По мнению эксперта, в настоящее время в некоторых школах процесс управления непрозрачен, и показатели качества образования недостаточно оцениваются управленческими структурами.
"Директора, успешно прошедшие сертификацию, будут поощряться к деятельности в соответствии с современным образовательным менеджментом, и показатели их деятельности будут регулярно оцениваться. Это поможет сформировать новую модель управления, направленную на повышение качества образования в школах", - сказал Асадов.
По мнению Асадова, привлечение директоров к сертификации повлияет и на их отношения с преподавателями.
"В некоторых школах существуют проблемы коммуникации между учителями и директорами, не поддерживаются инновационные подходы учителей. Новая система сертификации обеспечит более эффективную работу директоров с преподавательским составом, так как управленческая компетенция не должна ограничиваться принятием административных решений", - подчеркнул он.
Асадов отметил, для того, чтобы сертификация оказала положительное влияние на управление в школах, при ее применении следует обратить внимание на некоторые моменты.
"Прежде всего, важно, чтобы эта система была объективной и прозрачной. Если процесс оценки директоров не будет полностью прозрачным и справедливым, это может снизить доверие к системе. Кроме того, знания и навыки, необходимые для прохождения сертификации, должны быть согласованы с реальными проблемами школьного управления. То есть эта оценка должна основываться не только на теоретических знаниях, но и измерять способность директоров принимать решения в реальных ситуациях. Процесс сертификации может обеспечить информированность директоров школ об образовательной политике. В настоящее время многие руководители работают без полного понимания реформ и инноваций в сфере образования, что может замедлить развитие системы образования в целом", - сказал Асадов.
По мнению эксперта, новая система сертификации адаптирует директоров к образовательным тенденциям, происходящим в стране и мире, заставит их быть информированными в таких областях, как современные методы обучения, обучение STEM, внедрение цифровых технологий и инклюзивное образование.
Вместе с тем, несмотря на хорошие управленческие навыки директоров, важным фактором является и материально-техническая база школ. Если их инфраструктура и финансовые возможности ограничены, даже самая лучшая модель управления не поможет поднять качество образования на желаемый высокий уровень. В связи с этим для того, чтобы сертификация была эффективной, необходимо рассмотреть и привлечение дополнительных инвестиций в развитие школ, подчеркнул Асадов.
Асадов отметил, что для эффективности сертификации будет недостаточно, чтобы она состояла только из предварительного экзамена. При этом директора должны регулярно приобретать новые знания и проходить переоценку в определенные периоды после получения сертификации.
"В течение определенного периода времени должны быть проанализированы управленческие навыки, педагогические лидерские качества и влияние на показатели школьного образования. Если качество преподавания в школе, управляемой директором, ухудшается, то сертификация этого лица должна быть пересмотрена", - резюмировал эксперт.