БАКУ, 14 фев — Sputnik. Запретить репетиторство в Азербайджане невозможно, так как преподаватели смогут продолжать работать, зарегистрировавшись в Государственной налоговой службе и получив идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Об этом Sputnik Азербайджан заявил председатель общественного объединения "Азербайджанское общество молодых ученых, докторантов и магистрантов" Ильгар Оруджев.
На состоявшемся недавно брифинге министр науки и образования республики Эмин Амруллаев заявил, что репетиторство в стране будет упраздняться поэтапно. По его словам, репетиторство невозможно просто "взять и отменить", поэтому процесс растянется во времени и будет осуществляться постепенно. Министр также пристыдил учителей, которые после уроков занимаются со своими же учениками как репетиторы.
Ильгар Оруджев, а также другие эксперты, с которым побеседовал Sputnik Азербайджан, согласны с позицией министра, выступающего против того, чтобы учителя после уроков в школе выступали репетиторами.
Без репетиторов план приема в вузы остался бы невыполненным на 80%
Оруджев отметил, что репетиторская деятельность существует во всех странах мира с интенсивным образованием.
"Однако суть репетиторства в мире отличается от Азербайджана: за рубежом оно направлено на получение более глубоких знаний, выходящих за рамки школьной программы. А в нашей стране школа не дает достаточных знаний для поступления в вузы, поэтому родители вынуждены, урезая семейный бюджет, обращаться к репетиторам. Именно по этой причине репетиторство в нашей стране так востребовано", – подчеркнул Оруджев.
В частности, по его словам, школа не может научить свободному владению иностранным языком. Студенты, которые учатся в вузах на иностранном языке (английском – ред.), прошли необходимую подготовку у репетиров, а не в школе.
"Без репетиторов план приема в вузы не выполнялся бы на 80%, потому что сегодня занятия с репетитором – это залог поступления в высшие учебные заведения. Школа, к сожалению, таких гарантий не дает", – пояснил Оруджев.
Учителей нужно наказывать… и стимулировать
Эксперт отметил, что нередко замечал, как по вечерам, когда занятия в школах уже закончились, в классных комнатах горел свет – это педагоги занимаются со своими учениками уже как репетиторы. Из этого он делает вывод, что "учителя платят директорам школ за репетиторство после уроков".
"Минобрнауки может запретить репетиторство в школах, однако упразднить репетиторство в целом не получится. Учителей, которые не объясняют учебный материал во время урока, а занимаются со своими учениками после уроков за деньги, необходимо выявить и наказать. Это трагедия нашего образования, которая противоречит учительской этике", – указал специалист.
Оруджев считает, что от учителей необходимо требовать ответственного подхода к своей работе, а также повышать качество образования в учебных заведениях.
"Структуры, отвечающие за эту сферу, также должны повысить свою функциональность. Кроме того, труд учителей необходимо максимально стимулировать. Если у сильного преподавателя будет достойная его труда и знаний высокая зарплата, то он, конечно, вряд ли согласится тратить свое свободное время на репетиторство после уроков", – сказал Оруджев.
По его словам, учителям следует платить не менее 2,5 тыс. манатов, чтобы им не приходилось вести "уроки после уроков". То, что сегодня зарплаты учителей низкие, также способствует процветанию репетиторства.
Нужна реформа системы образования
Эксперт в сфере образования, специалист по выбору специальности и будущей карьеры Рамин Нуралиев тоже считает, что полностью отменить репетиторство пока невозможно, необходимо принять меры против репетиторства в школах.
"Если при нашей сегодняшней системе образования мы вообще запретим репетиторство, то образование окажется просто парализованным. Потому что достижения выпускников при поступлении в вузы – это заслуга репетиторов", – рассказал собеседник агентства.
Можно попытаться свести данное явление к минимуму, но этого можно добиться только путем изменения планов уроков, изменения часов занятий и разделения учащихся на специализированные группы, считает Нуралиев.
Другой эксперт в области образования – Кямран Асадов – также считает, что полностью упразднить репетиторство сложно. Чтобы минимизировать его, необходимо провести существенные реформы в образовании.
"Для повышения качества образования важно повышать профессионализм учителей и сокращать количество учащихся в классах, чтобы был возможен индивидуальный подход к каждому ученику. Кроме того, на снижение репетиторства может повлиять и повышение заработной платы учителей. Более высокие зарплаты будут стимулировать учителей больше концентрироваться на своей деятельности в школе без необходимости заниматься репетиторством ради дополнительного дохода", – указал Асадов.
Если структура вступительных экзаменов в вузы не изменится...
Асадов подчеркнул, что структура вступительных экзаменов также является фактором, повышающим спрос на услуги репетиторов. Сама существующая система тестирования "отправляет" абитуриентов к репетиторам. Изменение формата экзаменов, например, переход к письменным экзаменам, которые позволяют оценить критическое мышление и прикладные знания, может снизить необходимость дополнительной подготовки абитуриентов.
Эксперт считает, что также важно обновить школьные учебники и учебные программы.
"Учебники должны быть сосредоточены на практических знаниях и прикладных навыках, а не на теории. Если учебная программа будет более интерактивной и интересной, ученики будут активно участвовать в школьных уроках и им не нужна будет дополнительная подготовка. "Усиление" внутришкольных экзаменов и оценок также может помочь сократить репетиторство. Если школьные экзамены будут строгими и объективными, ученики будут более эффективно учиться в школе. Следует также организовать дополнительные уроки, чтобы оказывать индивидуальную помощь слабым ученикам", – отметил Асадов.
По его мнению, на сокращение репетиторства может повлиять и изменение политики приема в вузы. Критерии приема в университет должны основываться не только на результатах тестов, но и на академических достижениях в средней школе, проектах и личных навыках, считает эксперт.
"В результате, хотя полностью искоренить репетиторство сложно, минимизировать его влияние можно посредством вышеупомянутых реформ", – резюмировал Асадов.