БАКУ, 15 янв — Sputnik. Некогда почти полностью зависимая от дотации из центрального бюджета, Нахчыванская Автономная Республика постепенно укрепляет свою экономику и все меньше нуждается в выделении средств из госбюджета Азербайджана.
Так, в госбюджете на 2025 году предусмотрено снижение дотаций НАР почти на 35 млн манатов. Сокращение дотаций в бюджет НАР происходит уже второй год подряд, и достичь постепенной финансовой независимости автономии помогают коренные реформы, которые начались в конце 2022 года во всех сферах жизни НАР.
Напомним, в 2023 год Кабинет министров Азербайджана утвердил "Детальный план мероприятий Государственной программы социально-экономического развития Нахчыванской Автономной Республики на 2023-2027 годы". Согласно госпрограмме в Нахчыване планируется создание свободной экономической зоны, запуск предприятий по переработке аграрной продукции, а также выделение льготных кредитов.
Экономические показатели автономной республики уже начинают улучшаться. Согласно данным министра финансов Нахчывана Гасана Исмаилова, местные доходы бюджета автономной республики в 2024 году превысили 250 млн манатов, что позволило покрыть более 50% всех бюджетных расходов.
Кроме того, в январе-ноябре 2024 года по линии Государственной налоговой службы при Министерстве экономики Нахчыванской Автономной Республики в бюджет автономии поступило 202,8 млн манатов налогов, что почти на 35% больше, чем годом ранее.
Прогнозы по экономике НАР на следующий год также внушают оптимизм – ВВП в автономной республике в 2025 году предположительно составит 1,5 млрд манатов, что на 3,9% больше прогнозного показателя 2024 года, заявил заместитель министра экономики НАР Аббас Исмаилов.
Создание СЭЗ и сотрудничество с предприятиями региона
Один из важных пунктов плана мероприятий – создание свободной экономической зоны в Нахчыване, что, учитывая географическое положение НАР, является первостепенной необходимостью для ее экономического роста.
Так, Нахчыванская Автономная Республика граничит с двумя крупнейшими торговыми партнерами Азербайджана – Турцией и Ираном, в которых проекты свободных экономических зон развиваются достаточно активно. Например, в Иране функционируют шесть СЭЗ, одна из которых – "Арас" – расположена в приграничном с НАР городе Джульфе. Поэтому создание СЭЗ в Нахчыване поспособствует притоку иностранных инвестиций в автономию, в частности из Ирана, Турции и других стран региона.
Кроме того, нахчыванская СЭЗ могла бы сотрудничать с экономическими объединениями и союзами региона, в том числе с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Так, у союза действует соглашение об интеграции экономических зон с СЭЗ ряда стран-партнеров. В перспективе СЭЗ в Нахчыване также могла бы сотрудничать с ЕАЭС, что открыло бы для предпринимателей автономии широкие возможности и рынки сбыта.
Ожидается, что после формирования свободной экономической зоны, в которой для предпринимателей будут созданы особые налоговые и таможенные льготы, инвестиции в экономику Нахчывана будут расти более высокими темпами.
Прозрачность экономики и эффективные реформы
Увеличение сбора налогов в НАР и ожидаемый рост ВВП связаны с несколькими факторами, считает экономист Халид Керимли.
"Первый фактор связан с экономическими реформами и кадровыми изменениями, после которых многие компании, представленные на остальной части Азербайджана, открыли представительства и филиалы в Нахчыване", – сказал Керимли в беседе со Sputnik Азербайджан.
По словам эксперта, после жесткого управления предыдущих властей Нахчывана, нынешняя либерализация рынка автономии и установление правил привели к тому, что вырос интерес компаний к рынку Нахчывана и активизации тех компаний, которые уже там работали.
Экономист отметил, что улучшение экономических показателей НАР также связано с повышением прозрачности, благодаря чему налоговые сборы напрямую поступают в бюджет Нахчывана. Этого, несомненно, удалось достичь благодаря эффективной работе Государственной таможенной службы, отметил он.
Потенциал Нахчывана реализован не до конца
По словам Керимли, важно отметить, что задействована очень небольшая доля экономического потенциала НАР.
"Нахчыван все еще находится в блокаде и Зангезурский коридор все еще не открыт, что приводит к тому, что не только отсутствуют транзитные грузоперевозки через НАР, но и нет прямой связи между автономией и остальной территорией Азербайджана. Например, товары из Нахчывана продаются дороже в Баку и других городах Азербайджана, так как в стоимость товаров включаются и расходы на логистику", – сказал экономист.
Кроме того, производство в Нахчыване не запущено на полную мощь из-за такого важного вопроса, как энергетика. Так, отметил Керимли, Азербайджан вынужден платить Ирану дополнительную комиссию в размере 10-15% от стоимости газа, поставляемого в НАР, и это приводит к удорожанию производства в Нахчыване.
При этом, добавил он, если мы говорим о том, что дотации из центрального бюджета в НАР сокращены, это не говорит о том, что сократились расходы Баку на автономию. Все расходы Нахчывана на госорганы, например "Азеригаз", покрывает Баку, сказал Керимли.
"С этой точки зрения открытие Зангезурского коридора не только приведет к снижению расходов Азербайджана на НАР, но и Нахчыван сможет осуществлять выплаты в центральный бюджет из излишков своих доходов", – резюмировал Керимли.