БАКУ, 7 янв — Sputnik. Еще к концу прошлого года стало ясно – мировой энергетический рынок в 2025-м будет формироваться под влиянием ряда тенденций, которые, наряду с задачами обеспечения энергобезопасности и "зеленого перехода", выльются и в такой актуальный вопрос, как стоимость потребляемой энергии.
Так, с начала 2025 года Европа лишилась значимой части потребляемого российского газа, тогда как поставки СПГ в регион из США и других стран-производителей по итогам 2024 года упали почти на 16%. Вместе с тем, как ожидают эксперты, потребление угля – энергоносителя, достойного звания "самого грязного топлива", – вопреки стараниям правительств, вырастет, в частности, в европейском регионе.
Что касается возобновляемых источников энергии (ВИЭ), которые сегодня активно задействуют во многих страна мира, эксперты не исключают, что темп роста мощностей "зеленой энергии" в 2025 году немного сократится ввиду увеличения затрат на их возведение.
Упор в "зеленой энергии" на хранение, а не выработку
В последние два десятилетия строительство мощностей ВИЭ в мире осуществлялось завидными темпами, в результате чего доля "зеленой энергии" в мировой энергогенерации выросла до 30% против 11% в 2000 году. Эксперты отмечают, что мощности выработки электроэнергии из ВИЭ в мире с учетом тех проектов, которые находятся на стадии реализации, уже превышают темпы роста потребления.
Так, в прошлом году некоторые проекты по созданию ветряных и солнечных электростанций в ряде стран мира были заморожены из-за роста стоимости и нерентабельности – некоторые крупные проекты по созданию мощностей ВИЭ не окупаются из-за общей тенденции в мире, связанной со снижением цен на электроэнергию.
Вместе с тем сегодня перед правительствами и компаниями стоит задача сложнее, чем просто производить энергию из возобновляемых источник. Эта задача заключается в том, как хранить произведенную чистую энергию, так как производство из ВИЭ не поддается какому-либо регулированию или контролю.
Среди рассматриваемых вариантов хранения "зеленой энергии" наиболее оптимальны два – хранение "зеленой энергии" в гигантских по объему промышленных аккумуляторах и водороде.
Но производство крупных промышленных аккумуляторов сопряжено с использованием ряда дорогих и редких металлов, что превращает сектор "зеленой энергии" в достаточно затратную сферу. Что касается хранения и транспортировки "зеленой энергии" водородом, то такие проекты активно изучаются уже на протяжении более чем 10 лет, однако в мало каких странах приступили к использованию водорода как аккумулятора.
Кроме того, из-за слишком высоких затрат водородные проекты сегодня также часто замораживаются. Ожидается, что 2025 год станет ключевым с точки зрения использования чистого водорода и покажет, насколько водородные проекты политически поддерживаются. Так, в США и Германии, рынки которых считаются наиболее перспективными для использования водорода, ожидаются политические перемены. В США к власти придет сторонник нефтегазовых проектов Дональд Трамп, а в Германии пройдут очередные парламентские выборы – эти политические события станут решающими для водородного рынка, считают эксперты.
Нефть и газ в приоритете
Нефтегазовые проекты, которые находятся под прессингом налогов из-за загрязнения атмосферы, а также сталкиваются с ограничениями со стороны правительств, похоже, в 2025 году получат еще один шанс. Так, избранный президент США Дональд Трамп, еще будучи кандидатом на пост главы государства, объявил о программе по наращиванию производства нефти и газа.
После победы на выборах он повторил свое намерение развивать нефтегазовые проекты, что создало эффект домино и для других стран, производящих углеводороды. Так, нефтегазовые компании, работающие в Норвегии, планируют инвестировать рекордные $24,6 млрд в сферу нефти и газа в 2025 году. Компании также планируют начать бурение 45 разведывательных скважин в норвежских водах в 2025 году против 41 новой скважины в прошлом. Количество новых скважин в этом году станет самым высоким с 2019-го.
Эксперты уверены, что с Норвегии – страны, которая, имея богатые запасы углеводородов, активно развивала в последние годы "зеленую энергетику" и делала громкие заявления о намерении ограничить нефтегазовую промышленность, – возьмут пример многие страны, и 2025-й станет годом возврата к нефти и газу.
По мнению экспертов, рост добычи нефти и газа в этом году повлияет и на цены на энергоресурсы – несмотря на увеличение потребления, которое прогнозируют аналитические агентства, стоимость углеводородов будет держаться в пределах нормы из-за возврата компаний к нефтегазовым проектам.
Сможет ли СПГ заменить трубопроводный метан?
Популярность сжиженного природного газа в последние годы растет параллельно с объемами производства данного вида топлива. Такие преимущества, как гибкая логистика и краткосрочные контракты, делают СПГ особенно удобным для таких экономик, где спрос на газ нестабильный и связан с сезонными факторами.
Аналитики подсчитали, что глобальная мощность заводов по производству СПГ может вырасти более чем на 40% уже к концу этого года. Вместе с тем, главными поставщиками СПГ в мире, как ожидается, будут США и Катар, где активно реализуются проекты по наращиванию производства сжиженного газа.
Однако эксперты отмечают – плюсы СПГ, такие как удобная логистика и краткосрочные контракты, являются в то же время и его минусами. Так, производители СПГ очень часто перенаправляют товар на альтернативные рынки, где растут спрос и цена на энергоресурсы. В результате страны-заказчики СПГ могут его не дождаться, что может повлечь перебои в энергоснабжении. Такую ситуацию последние три годы мы наблюдаем в Европе – в сезон высокого спроса в Азии американские танкеры с СПГ очень часто меняют направление и поставляют свой товар на азиатский рынок.
В то же время стоимость СПГ выше, чем цены на трубопроводный газ, не в последнюю очередь из-за краткосрочных контрактов. Как известно, при долгосрочных контрактах стоимость энергоресурсов ниже, чем при краткосрочных. В целом, стоимость СПГ в мире часто привязана к стоимости нефти, поэтому цены на данный товар достаточно волатильны и зависят от ряда факторов.
Эти особенности делают СПГ рискованным и часто нерентабельным для покупателей, что позволяет экспертам с уверенностью сказать, что в 2025 году трубопроводный газ все еще останется приоритетом для стран, которые планируют рост промышленного производства в среднесрочной перспективе.