Аналитика

Интрига сохраняется: затишье на мировом нефтяном рынке как предвестник бури

Основным фактором, на который игроки на рынке нефти будут смотреть в начале 2025 года, - приход Дональда Трампа на пост президента США.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 2 янв — Sputnik. Ушедший 2024 год на нефтяном рынке стал одновременно и периодом стабилизации, и, с другой стороны, – нереализованных планов. Это справедливо для многих добывающих стран.

Россия

В 2024 году окончательно стабилизировался перечень покупателей российской нефти. Каждый месяц года тройка лидеров по импорту российской сырой нефти была неизменна – Индия, Китай, Турция. В ноябре 2024-го на них приходилось 83,4% экспорта российской нефти танкерами. При этом Индия всегда была лидером по покупке нефти, перевозимой морским транспортом. Но если учитывать суммарно танкерные и трубопроводные поставки, то Китай сохраняет свое лидерство с большим отрывом.
С одной стороны, сильная концентрация рынков сбыта несет определенный риски, с другой – Индия и Китай – это большие рынки сбыта, где на официальном уровне власти не ставили задачу проведения полной декарбонизации, в отличии от Европы, где это есть.
В целом Россия смогла стабилизировать добычу нефти в 2024 году. По информации профильного вице-премьера РФ Александр Новака, объем производства по итогам года составляет примерно 518-521 млн тонн (в 2023 году этот показатель составил 527 млн тонн).
Россия, как и другие страны ОПЕК+, рассчитывала на увеличение квот на добычу и соответственно рост производственных показателей по итогам года. В июне страны-участники договорились начать рост добычи с октября. Важно отметить, что это решение было принято на фоне относительно высоких цен на нефть на мировом рынке. С января по август 2024 года среднемесячная цена на нефть сорта Brent держалась выше $80 за баррель. В ОПЕК+ рассчитывали, что при сохранении такой ситуации рост добычи пройдет безболезненно: цена может снизиться в результате дополнительного предложения на рынке, но не критично.
Но к концу сентября ситуация существенно изменилась – цены снизились (средняя стоимость Brent в сентябре составила $74,4 за баррель). Соответственно, если бы страны ОПЕК+ нарастили добычу, как и планировали, то котировки могли бы опуститься в район $60 и ниже, что неприемлемо для многих участников расширенного картеля. А стоимость российской нефти могла бы опуститься и в район $50 за баррель из-за имеющейся скидки. Наиболее рациональным решением в новых обстоятельствах стал перенос сроков увеличения добычи в странах ОПЕК+.

Казахстан

У партнеров России по ОПЕК+ также есть потенциал роста добычи нефти, но по разным обстоятельствам они не могут его реализовать в полной мере. В Казахстане за период с января по ноябрь 2024 года добыча составила 80,5 млн тонн нефти, что на 2% ниже, чем в аналогичном периоде 2023 года (82,2 млн тонн.). Министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев в декабре заявил, что страна добудет по итогам года 88,4 млн тонн нефти, в то время как ранее прогнозировалась добыча в объеме 90,3 млн тонн. Невыполнение плана объясняется продолжительными ремонтами на крупных месторождениях.
Ситуацию с добычей нефти в Казахстане усугубляют периодические попытки перенаправить сырье на альтернативный России маршрут экспорта. Основные объемы добываемой в республике нефти экспортируются через Каспийский трубопроводный консорциум (нефтепровод до Новороссийска, заканчивающийся собственным экспортным терминалом). В ноябре со ссылкой на министра энергетики Алмасадама Саткалиева сообщалось, что Казахстан уже в 2025 году увеличит экспорт своей нефти через нефтепровод Баку – Тбилиси - Джейхан с 1,5 млн до 20 млн тонн. Однако для этого нужно нарастить количество танкеров для перевозки нефти из Казахстана в Баку, расширить пропускную способность как экспортной инфраструктуры в республике, так и приемной инфраструктуры на Кавказе. При этом экономика подобного маршрута проигрывает стоимости экспорта через Россию. Поэтому попытки переориентации экспорта нефти могут закончиться для Казахстана экономическими убытками.
Казахстан также смог нарастить поставку нефти в Германию по нефтепроводу "Дружба". Планировалось поставить на немецкие НПЗ 1,4 млн тонн нефти в 2024 году. За 10 месяцев удалось отгрузить 1,2 млн тонн.

Азербайджан

Снизилась добыча нефти в Азербайджане. Если за 11 месяцев 2023 года в стране было добыто 27,598 млн тонн, то за аналогичный период 2024-го - 26,5 млн тонн. Это стало ожидаемым событием, так как в Азербайджане снижается добыча нефти с 2015 года, когда был пик добычи.
Однако такая ситуация позволяет Азербайджану избегать информационных провокаций со стороны западных СМИ. В ноябре колумнист Bloomberg Хавьер Блас назвал Казахстан "внутренним врагом" ОПЕК+, из-за планов страны нарастить добычу в 2025 году, что приведет к разрушению соглашения. России, Саудовской Аравии и Казахстану пришлось проводить отдельную трехстороннюю встречу, чтобы подтвердить солидарность всех сторон участию в сделке ОПЕК+.
Неопределенность с добычей нефти в 2025 году в Азербайджане не позволяет западным СМИ обвинять Баку в планах подрыва дисциплины в ОПЕК+. Сама же неопределенность внесена оптимистичным прогнозом Международного энергетического агентства (МЭА). По данным Energy Institute, за последние десять лет добыча нефти в Азербайджане в среднем снижалась на 3,6% в год. Но в декабре 2024 года МЭА выпустило прогноз о том, что добыча в республике вырастет с 0,61 млн баррелей в сутки в первом квартале 2025-го до 0,64 млн баррелей в сутки. Хотя Счетная палата Азербайджана в ноябре сообщала, что в 2024 году добыча нефти в стране снизится на 3% по сравнению с прошлым годом и еще на 1,7% - в 2025 году. То есть официальная версия – продолжение сокращения добычи. В этих условиях Азербайджану будет выгодна жесткая политика ОПЕК+ по вопросу квот на добычу ради удержания цен на нефть.

Прогноз

Основным фактором, на который игроки на рынке нефти будут смотреть в начале 2025 года, - приход Дональда Трампа на пост президента США. Он обещал нарастить добычу в стране, что крайне невыгодно участникам ОПЕК+. Однако на практике ситуация может оказаться сложнее. Ведь в США президент не может указывать нефтяным компаниям, сколько им нужно добывать нефти. Они решают это сами на основе экономических расчетов. А наращивать добычу, чтобы обвалить цены, им самим не выгодно, ведь у сланцевых проектов в США высокая себестоимость добычи. Таким образом интрига на рынке нефти сохраняется. Затишье 2024 года на рынке нефти может оказаться предвестником бури в 2025-м.
Аналитика
Конец мифа о "зеленом" переходе: энергокомпании возвращаются к нефти и газу