БАКУ, 11 дек — Sputnik. Спустя несколько дней после неожиданной смены власти в Сирии и установления оппозиционными группировками во главе с "Хайат Ат-Тахрир Аш-Шам" (ХТШ) почти полного контроля над всей территорией страны, многие государства начали проводить "разбор полетов" по сирийскому кризису.
Стран, которые остались в выигрыше после ухода Асада, несколько, но явным проигравшим, несомненно, является Иран. Он мало того, что потерял главного союзника в лице асадовской Сирии, но и оказался отрезан от своих главных прокси в регионе – движения "Хезболла" в Ливане.
Пока Иран находится в выжидательной позиции и занимается тем, что выводит свои вооруженные формирования и граждан из Сирии, где никто не может гарантировать им безопасность. При этом верховный лидер Ирана Али Хаменеи вчера обратился к народу, объясняя, кто виноват в сирийском провале.
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих
Хаменеи заявил, что в первую очередь в падении режима Башара Асада виноваты Израиль и США, которые спланировали смену власти в Сирии. Не обошлось и без намеков на Турцию – Хаменеи сказал, что одно из соседних с Сирией государств также играет и продолжает играть ключевую роль в происходящих в стране процессах.
Главная причина, по которой Иран не смог спасти власть Асада, была иранским лидером сформулирована так: "Когда сирийская армия демонстрирует слабость и не оказывает сопротивления, Басидж (иранское полувоенное ополчение, одна из пяти сил в составе Корпуса стражей исламской революции КСИР - ред.) не может действовать, и, к сожалению, так и произошло".
Вместе с тем, если посмотреть на реакцию иранских чиновников на смену власти в Сирии, создается впечатление, что Тегеран попытается договориться и с новым руководством этой арабской страны. Так, два дня назад, когда дипломатические представительства Сирии в некоторых странах меняли флаг страны на новый, в Иране также сняли флаг Сирийской Арабской Республики, но новый, правда, пока не стали поднимать.
Кроме того, уже через день после смены власти иранские чиновники заявили, что готовы к переговорам с оппозиционерами при условии, что те "будут уважать принципы Тегерана и не позволят Израилю расширять наступление". Стоит отметить, что еще до того, как вооруженная оппозиция объявила о смене власти в Сирии и Башар Асад покинул страну, иранские телевизионные каналы и ряд изданий уже переименовали ХТШ в "военизированные группировки" и перестали называть организацию "террористической".
Конец "оси сопротивления"
Благодаря многолетним усилиям разведки, КСИР, информационной пропаганде и многомиллиардному финансированию Ирану удалось создать так называемый "шиитский полумесяц" - ось сопротивления Израилю в составе шиитских прокси Ирана на территории ряда арабских стран.
При этом важным звеном оси сопротивления была, несомненна, Сирия, где и власть, и армия были тесно связаны с Ираном и получали рекомендации и команды прямо из Тегерана.
Кроме того, именно через территорию Сирии осуществлялось снабжение ливанского шиитского движения "Хезболла", боевики организации тренировались на территории Сирии, ряд консультаций и встреч проводились там же.
Потеряв Сирию, Иран будет оторван от своих прокси в Ливане. Кроме того, "сухопутный коридор Сулеймани", который был разработан генералом Касемом Сулеймани для связи Ирана с Сирией и Ливаном через Ирак и считался инфраструктурной артерией оси сопротивления, также "разорван" из-за ухода из него Дамаска.
Потеря Сирии для Ирана протекает почти параллельно с ослаблением "Хезболлы". После достижения прекращения огня с Израилем ливанская группировка, согласно договоренности, должна быть разоружена и полностью перестать вести какое-либо военное действие в Ливане. Понятно, что демилитаризовать "Хезболлу" ливанским властям удастся не скоро – организация сегодня обладает слишком значимой военной силой, однако прекращение иранской помощи из Сирии заметно ударит по движению.
Потеряв Сирию, Иран теряет влияние и на "Хезболлу" и, таким образом, фактически уходит из левантийского региона Ближнего Востока.
Кроме того, не все так хорошо и с Ираком – часть иракских шиитов, которые считают своим лидером Муктада Ас-Садра, против вмешательства в региональные конфликты и усиления роли Ирана в Ираке. Так, в начале наступления вооруженной оппозиции в Сирии Ас-Садр призвал иракских шиитов не вмешиваться в ситуацию в соседней стране.
В таком случае под влиянием Ирана остается только ряд прокси-группировок, таких как "Хашд Аш-Шааби", которые напрямую зависимы от иранского финансирования, но эти группировки, несомненно, не смогут заменить Тегерану левантийские прокси-силы в вопросе усиления влияния в регионе.
То есть сегодня наблюдается ситуация, когда арабские шииты и шииты Ирана в политическом плане переживают разрыв – потеряв позиции в Сирии и Ливане, Тегеран может в скором времени лишиться и той силы, которая у него еще есть в Ираке. Что касается йеменских хуситов – тоже шиитов по вероисповеданию (зейдиты, которые по идеологии ближе к суннизму), то они на протяжении многих лет пытаются "откреститься" от Ирана.
Так, после начала войны между Израилем и ХАМАС в октябре прошлого года йеменские хуситы стали решающей силой в ней, периодически обстреливая как территорию Израиля, так и торговые суда, имеющие отношение к еврейскому государству или западным компаниям. При этом, несмотря на то, что хуситы получают финансовую и военную помощь от Ирана, сами повстанцы Йемена не любят демонстрировать свое сотрудничество с ИРИ, предпочитая говорить о сопротивлении Израилю как о собственном достижении.
Что будет дальше с внешней политикой Ирана?
После того как Иран потерял все свои тузы в ближневосточной игре, Тегеран, возможно, возьмет передышку и начнет строить новую внешнеполитическую стратегию. Не исключено, что ИРИ попробует наладить отношения с Западом. После прихода к власти реформатора Масуда Пезешкиана и его команды дипломатов-сторонников нормализации отношений с Западом, иранские власти не раз говорили о необходимости восстановления переговоров по ядерной сделке.
"Зеленый свет" зажигал Ирану и Запад, однако на сегодняшний день о каких-либо продвижениях в этом вопросе не сообщается. Ожидается, что при новой власти в Сирии США снимут санкции с Дамаска, что окажется крайне своевременным для сирийской экономики. Эксперты не исключают, что для достижения относительной экономической стабильности Иран также может смягчить свои позиции на переговорах с Западом и, возможно, также получить снятие ограничений.
С другой стороны, есть шанс, что Иран все же сможет наладить отношения с новыми властями Сирии. Тут стоит отметить, что ряд стран Персидского залива уже начинают идти на переговоры с ХТШ и другими движениями сирийской оппозиции. Некоторые СМИ утверждают, что переговоры ведутся через Турцию. Несмотря на некоторые разногласия по ряду региональных вопросов, Тегеран и Анкара все же соседи, имеющие тесные торгово-экономические связи, и при некоторых условиях Анкара сможет выступить посредником между новыми сирийскими властями и ИРИ. Тем более что руководитель ХТШ Абу-Мухаммед Аль-Джулани в интервью СМИ уже сообщил о том, что готов вести переговоры с Ираном.
Понятно, что ИРИ построить вновь ось сопротивления с Сирией, основанную только на идеологическом манипулировании, не получится, но если Тегеран сделает выводы из ошибок, использует новые рычаги давления, такие как курды, и предложит новым сирийским властям обновленную дорожную карту сотрудничества против общего врага, то у исламской республики есть шанс не выпасть из региональных процессов и даже вернуть расположение Дамаска.
В известно арабской притче говорится, что после того как месяц устаревает, его не выкидывают, а дробят на новые звезды. Возможно, Иран также сможет раздробить старый шиитский полумесяц на новые "звезды", которые принесут выгоды в первую очередь экономике исламской республики, а не только улучшат ее внешний имидж.