БАКУ, 29 ноя — Sputnik. Известный российский гроссмейстер Евгений Томашевский завершил работу в Азербайджане, внеся немалый вклад в развитие женских шахмат, а также прогресс молодого гроссмейстера Айдына Сулейманлы.
За два года работы Томашевского женская сборная Азербайджана добилась отличных результатов на международной арене, а Сулейманлы прибавил почти сто пунктов рейтинга ФИДЕ.
По словам российского гроссмейстера, несмотря на желание его самого и Федерации шахмат Азербайджана продолжить сотрудничество, по ряду причин, в том числе и личного характера, это сделать не удалось.
В интервью Sputnik Азербайджан Томашевский подвел итоги своей деятельности в Азербайджане, а также рассказал о перспективах азербайджанских шахматисток и стартовавшем матче на звание чемпиона мира между действующим обладателем короны Дин Лижэнем (Китай) и претендентом Доммараджу Гукешем (Индия).
– Вы проработали в Азербайджане два года, это ваш самый длительный опыт подобного рода?
– Однозначно. Начнем с того, что это мой первый большой опыт именно тренерской работы. Я не раз был секундантом топ-игроков на крупнейших турнирах, а также при подготовке к матчу за звание чемпиона мира. Читал лекции талантливым юниорам, участвовал в сборах. Но это все же немного другой вид работы, потому что он подразумевает дискретность. А в случае с Азербайджаном это был непрерывный длительный процесс, крайне интересный. Стояли очень амбициозные задачи с талантливыми подопечными. Так что для меня это был абсолютно уникальный опыт, за который я очень благодарен.
– Что удалось сделать за время работы в Азербайджане?
– Если анализировать, то работой с Айдыном я доволен и надеюсь, что нам удастся ее продолжить. Самое главное, что удалось вывести его на траекторию профессионального шахматиста как в ментальном, так и игровом плане. Два года назад у него был рейтинг в районе 2540, и он не знал куда двигаться. Сейчас это другой шахматист, с рейтингом прилично за 2600, чемпион Азербайджана, достойно сыгравший на первой доске на шахматной Олимпиаде. Для дальнейшего продвижения нужно еще меняться и прибавлять, но это уже другой вопрос.
Что касается работы с женской командой, то в целом я тоже доволен. Хочу поблагодарить всех девушек за работу, могу сказать только самые хорошие слова об их профессионализме, самоотдаче и рабочей этике. В том числе благодаря этому удалось многого достичь, были очень хорошие выступления, как командные, так и индивидуальные – "серебро" на прошлогоднем командном чемпионате Европы, матч с Грузией, континентальное "золото" Ульвии Фаталиевой.
Хотя в данном случае не могу сказать, что все было оптимально, так как на Олимпиаде не удалось добиться поставленных целей. Буду всегда болеть за азербайджанских шахматисток и, если понадобится, помогать советами. За последнее время они добились серьезного прогресса, и очень надеюсь, что достигнут еще больших высот.
– Женской сборной Азербайджана немного не хватает до "золота" командных соревнований. Будет ли в обозримом будущем прорыв на самую вершину?
– Азербайджанские шахматистки могут достичь очень многого, вопрос лишь в планомерной тренировочной работе. Если она продолжится, то у них нет потолка и они способны на все. Хотя уже были показательные отрезки, особенно с марта по май этого года, между матчем с Грузией и личным чемпионатом Европы. В какой-то момент сразу четыре наши девушки имели рейтинг за 2400 или около того, что является большим достижением. Но я верю, что это не предел. Повторюсь, многое зависит от построения тренировочного процесса.
– Что непосредственно вам дала работа в Азербайджане?
– Хороший вопрос, потому что рабочий процесс всегда двусторонний. То есть не только ты обучаешь, но и сам постоянно чему-то учишься. Поскольку как тренер я молод и не так давно в этом деле, но как игрок очень давно в профессиональных шахматах, у меня было определенное видение тренировочного процесса, которое я мог проверить на практике и скорректировать там, где это необходимо.
Для меня это был бесценный опыт, так как уровень подопечных и поставленных Федерацией шахмат Азербайджана целей был самым серьезным.
– Какие у вас дальнейшие планы, намерены дальше тренировать?
– Да, я сосредоточен на тренерской деятельности. В первую очередь, хотелось бы больше общаться с семьей, дочкой. Но простаивать не собираюсь, в наше время, если ты долго остаешься вне больших шахмат, то быстро теряешь квалификацию. Начиная с матча на первенство мира 2021 года я работаю в основном как тренер и аналитик на высоком шахматном уровне, процесс крайне увлекательный, и я намерен продолжать этим заниматься в том или ином качестве.
– Кстати, как раз сейчас проходит матч на звание чемпиона мира между Дин Лижэнем и Домараджу Гукешем…
– Мне кажется, к нему незаслуженно не столь большое внимание в шахматном мире. Хотя, думаю, он будет очень интересным, особенно в том плане, что смогут продемонстрировать шахматисты. Думаю, матч более непредсказуем, чем может показаться на первый взгляд.
Конечно, если брать самый вероятный сценарий, то Гукеш уверенно выиграет. Эта встреча может быть похожа на первый матч Ананда с Карлсеном в Ченнае. Сначала была какая-то борьба, потом Магнус выиграл одну партию, после чего все закончилось. Хочется, чтобы сценарий не повторился и не было игры в одни ворота.
Реально ли это? Тут, наверное, никто не скажет, потому что предугадать форму Дина очень сложно. Не исключено, что будет ченнайский сценарий, но только в пользу индийского шахматиста.
– Наверняка на подобный расклад повлияла неудачная игра Дина на Олимпиаде?
– Не только. Ведь выступление на Олимпиаде - это логическое продолжение того, что с ним происходило несколько последних лет. Кажется, что последнее настоящее усилие он сделал в матче с Яном Непомнящим, по крайне мере, он вложил туда максимум того, что мог. А во многих партиях до нынешнего матча было видно, что он просто терял концентрацию во время игры и не доводил их до победы или "разваливался". Если каким-то образом он сумеет это изменить, то будет интересно.
Первые три партии, кстати, пока не прояснили ситуацию. С одной стороны, видно, что Дин не восстановился полностью, и третья партия вполне укладывается в канву его последних неудач. С другой – счет равный (1,5:1,5), причем он дважды сыграл черными, а Гукеш также пока далек от своей лучшей формы.
Я дважды был секундантом на матчах за чемпионскую корону и понимаю, насколько это нервное соревнование, поэтому не собираюсь критиковать игроков за качество игры на старте. Но, чтобы подтвердить статус фаворита и использовать слабости соперника, Гукешу тоже надо суметь взять себя в руки. Посмотрим, была ли третья партия, в которой Гукеш выиграл, шагом в этом направлении или стечением обстоятельств.
– Очевидно, что Гукеш явный фаворит матча, Индия уверенно выиграла Олимпиаду. Мы наблюдаем индийскую волну в шахматах?
– Да, безусловно. Хотя сейчас "волн" довольно много. К примеру, недавно видел твит, кажется, Аниша Гири, который написал, что Турция – это европейская Индия. Конечно, он это писал со знаком вопроса, но смысл в том, что такой процесс происходит не только в Индии. Взять тот же Узбекистан.
Думаю, это часть более глобальных перемен в шахматах. Игра в целом молодеет. Кроме того, шахматный центр смещается из Европы в Азию. Индия просто во главе этого процесса, в роли некой верхушки айсберга.
– Хочется верить, что Азербайджан эта волна тоже захлестнет.
– Конечно. Азербайджанские шахматы всегда имеют хорошие перспективы, потому что в обществе к ним имеется значительный интерес и появляется множество талантов. Кроме того, есть прекрасная поддержка от национальной федерации. Не будет преувеличением, если скажу, что мало где в мире такую поддержку можно увидеть. Потенциал очень серьезный, вопрос только в его реализации.