Аналитика

Для себя и на реэкспорт – как Азербайджан поможет Казахстану оживить экспорт зерна

Цены на зерно в Казахстане, в частности на различные сорта пшеницы, резко упали, в отдельные периоды потери фермеров составляли около 40-50%.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 6 ноя — Sputnik. Богатый урожай зерна в Казахстане в этом году стал скорее головной болью, нежели радостью для фермеров и предпринимателей – на внутреннем рынке переизбыток, а традиционные импортеры, такие как Россия и Китай, по тем или иным причинам отказались покупать казахстанское зерно.
Так, Россия ввела ограничения на транзит и импорт казахстанского зерна по фитосанитарным соображениям. Вместе с тем Китай, куда поставляются значительные объемы казахстанского зерна, также объявил летом этого года о запрете на импорт данной продукции из этой центральноазиатской страны.
В результате цены на зерно в Казахстане, в частности на различные сорта пшеницы, резко упали, и в отдельные периоды потери фермеров составляли около 40-50%.

Куда Казахстану деть свое зерно?

Для того чтобы реализовать собранный урожай, Казахстану необходимо выйти на новые рынки сбыта, а также договориться со странами, которые периодически импортируют казахстанское зерно, о возобновлении закупок.
Так, в частности, Казахстан предлагает Азербайджану закупить более 1 млн тонн. Глава Национальной продовольственной корпорации Казахстана Асылхан Джумашев заявил в августе, что страна прорабатывает механизмы для возврата прежних позиций, чтобы казахстанская пшеница вновь стала конкурентоспособной на азербайджанском рынке.
Отметим, что в 2023 году Азербайджан закупил у Казахстана 152 тыс. тонн пшеницы, а в отдельные годы импорт составлял около 300 тыс. тонн.
При этом в текущем году Азербайджан не импортировал пшеницу из Казахстана, да и в целом сократил закупку зерна. Так, согласно статистическим данным, в январе-сентябре 2024 года Азербайджан импортировал 759 тыс. тонн пшеницы на сумму $166,5 млн, что на 33,4 тыс. тонн, или 4,2%, и $44,3 млн меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Однако в минувший понедельник казахстанские СМИ анонсировали заключение экспортных контрактов с Азербайджаном, Ираном и Таджикистаном на поставки более 200 тыс. тонн пшеницы.

Зачем Азербайджану казахстанское зерно?

В случае, когда на мировом рынке создается профицит зерна и цены, соответственно, падают, страны, у которых имеются достаточные мощности по хранению зерна, покупают его по выгодной цене, а затем перепродают в период пикового спроса и роста цен.
В таком случае Азербайджан, который обладает внушительными объемами хранения и переработки зерна, мог бы сейчас воспользоваться ситуацией и импортировать зерно из Казахстана сверх своего внутреннего спроса по достаточно низкой цене. Так, объемы действующих в Азербайджане элеваторов и хранилищ достигают более 720 тыс. тонн. Кроме того, в 2006 году в Азербайджане было создано совместное с Казахстаном предприятие ООО "Бакинский зерновой терминал" пропускной способностью 1,5 тыс. тонн зерна в сутки.
Этот терминал имеет пять силосов для временного хранения зерна общим объемом 15 тыс. тонн, а мощность его транспортных коммуникаций по перевалке составляет 250-300 тонн зерна в час, что позволяет принимать с морских судов и отгружать в железнодорожные вагоны до 2 тыс. тонн зерна в сутки.
Кроме того, в состав терминала входит мельничный комплекс производительностью 150 тонн в сутки, способный переработать до 50 тыс. тонн зерна в год, что позволяет стране экспортировать уже готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Также в 2021 году на границе с Ираном, в Астаре, был создан зерновой терминал Astara grain terminal пропускной способностью 500 тыс. тонн в год.
Азербайджан и Казахстан могли бы рассмотреть и альтернативный подход к торговле зерном, а именно – реэкспорт казахстанского зерна на мировые рынки через азербайджанскую транспортно-логистическую инфраструктуру.
Сегодня Казахстан готовится выйти на рынки Ближнего Востока и стран Африки. Для налаживания прямого маршрута поставок в эти регионы Казахстану важно сотрудничать с Азербайджаном. Учитывая готовую инфраструктуру страны, а также прохождение через азербайджанскую территорию таких транспортных коридоров, как "Север-Юг" и Средний коридор, республика могла бы стать важным центром реэкспорта зерновых из Казахстана.
Эксклюзивы
Более дешевые спецтехника и зерно: с чем приехали тамбовские предприниматели в Баку