Эксклюзивы

Ведущие музеи мира стали участниками международной научной конференции в Баку

В мероприятии принимают участие представители музеев Азербайджана, Беларуси, России, Грузии, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 17 окт — Sputnik. Исследователи из семи стран принимают участие в международной научной конференции "Искусство вышивки", которая стартовала в среду, 16 октября, в Азербайджанском национальном музее ковра.
Организаторы мероприятия – Министерство культуры АР, Музей ковра и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.
В нем участвуют исследователи из Азербайджана, Беларуси, России, Грузии, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. В рамках академических сессий будут рассмотрены такие темы, как "Семантика изображений и орнаментов в вышивке", "Локальные школы вышивки разных стран", "Вышивка как декор традиционной одежды", "Реставрация и консервация вышивки", "Вышивка в контексте современности".
Конференцию открыла директор Музея ковра Амина Меликова. Она подробно проинформировала гостей о музее и его экспозиции, а также представила новые экспонаты - карабахские художественные вышивки конца XVII-начала XVIII веков.
Исследователи из семи стран принимают участие на международной научной конференции «Искусство вышивки»
"Вышивка – неотъемлемая часть традиционного искусства народов мира, которое сквозь века доносит до нас мировоззрение и искусность в ремеслах наших предков. В современном обществе наблюдается широкий интерес к этому виду творчества как со стороны изготовителей, так и со стороны потребителей. Традиции, орнаментика, технология традиционной вышивки становятся объектом исследования. Именно поэтому мы решили провести эту конференцию", - отметила Меликова.
Заместитель директора по охране и учету музейных экспонатов - главный хранитель Мира Мамедханова отметила в своем выступлении, что техника и композиция азербайджанских вышивок своими корнями уходят в глубокое прошлое.
"Самыми распространенными видами вышивок в нашей стране были золотошвейная, вышивка бисером и драгоценными камнями, а также гурама (лоскутное шитьё). Излюбленными растительными мотивами азербайджанских вышивок были цветы. Традиции вышивального искусства живы в нашей стране и по сей день", - сказала Мамедханова.
Исследователи из семи стран принимают участие на международной научной конференции «Искусство вышивки»

Участники проекта

Старший научный сотрудник Национального музея Республики Казахстан Бакытгуль Нургожина рассказала Sputnik Азербайджан, что впервые прилетела в Баку и просто поражена не только городом, но и Музеем ковра, с которым они намерены наладить сотрудничество.
"Нашему музею в этом году исполнилось 10 лет. У нас очень большая коллекция этнографии, археологии, то есть показаны все этапы нашей истории начиная с древности до современности. Я выступлю на конференции с докладом "Декор в прикладном искусстве как признак этнической идентичности". Он посвящен проблемам изучения трансформации декора в традиционном костюме казахов XIX века", - сказала Нургожина.
В Музее ковра она также посмотрела азербайджанские национальные костюмы. По ее словам, у нарядов очень красивая вышивка, и самое главное - они все ярких цветов. Она считает, что эти вышивки очень похожи на казахские.
Заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) Игорь Малкиель сказал, что приехал на конференцию с целью подробно рассказать о выставке "Незримое искусство: Расширяя границы возможного", которая продолжает работать в их музее. В нее вошли барельефы по мотивам знаменитых фресок Пенджикента и их "ожившие" анимированные сюжеты, тактильные копии фрагментов Пазырыкского ковра, рельефная модель картины Рембрандта "Автопортрет с затененными глазами" и многие другие экспонаты.
"Экспозиция уже была представлена в Южной Корее, Сербии, в регионах России. Данный опыт подтвердил, что практика современной музейной инклюзии способна превратить "сегменты" музейного пространства в "схему". Осмысление полученного опыта стало катализатором формирования идеи "мета-иммерсии". Мы бы очень хотели, чтобы эта выставка также была представлена в Баку", - отметил Малкиель.

Цель музеев - обеспечить эффективное взаимодействие творческих людей

Директор Всероссийского историко-этнографического музея Ирина Жукова считает важным проведение этой конференции, так как сейчас очень часто обсуждается сохранение и популяризация этнокультурных традиций и их интеграция в современную жизнь.
По ее словам, основная цель музеев - обеспечить эффективное взаимодействие творческих людей, привлечь широкую аудиторию, особенно молодежь, к занятию традиционными промыслами и ремеслами, к использованию традиций и опыта декоративно-прикладного искусства в развитии креативных индустрий.
"Любой музей выступает посредником между историей и сегодняшним днем, площадкой общения представителей разных поколений. При вдумчивом использовании культурно-исторического ресурса и адекватной интерпретации он не только сохраняет актуальность объектов культурного наследия для ныне живущих поколений, но и становится источником развития и творческого подхода к будущему. Все эти темы мы также обсудим на конференции", - отметила Жукова.
Она призналась, что привезла в Баку очень ценный экспонат их музея – табакерку с вышивкой, которую намерена представить 17 октября. Жукова добавила, что ей очень понравился Музей ковра тем, что он соответствует международным стандартам и тут много экспонатов - не только ковры, но и национальная одежда, украшения, старинные аксессуары, вышивки. Жукова считает, что они могут реализовать огромное количество совместных проектов с азербайджанским музеем.
Конференция "Искусство вышивки" завершится 18 октября.
Эксклюзивы
Азербайджанский и российские музеи будут сотрудничать в различных направлениях