Владимиру Зеленскому надо отдать должное — он умеет удивлять. Правда, в последние годы удивление вызывают скорее абсолютно оторванные от реальности заявления и упрямство, достойное лучшего применения. Чего стоит только недавний тизер украинского "плана победы".
Поразительно, насколько самоуверенно Зеленский, мня себя хитрым негоциантом, шатается по спонсорским офисам с этим самым планом, да еще и умудряется изображать из него тайну за семью печатями.
Как спекулянт, он из-под полы показывает "план победы" наиболее щедрым сторонникам Киева, полушепотом добавляя: "Только никому!" Ошарашенные западные политики, посмотрев на измышления криворожского стратега, в недоумении разводят руками, не понимая, к чему эта наигранная таинственность.
Так, в Белом доме, узнав о содержании этого плана, обозвали его "набором инициатив", что в переводе с дипломатического на русский означает "список хотелок". В этой формулировке угадывается, что никакой стройной логики, позволяющей Украине проделать путь из пункта А (вполне осязаемая угроза обрушения фронта) в пункт Б (триумфальный выход войск на границы 1991 года), в этом плане нет.
Вот с этим самым списком Зеленский прибыл накануне в Лондон. Видимо, нынешнего британского премьера Стармера на Банковой жалуют меньше, чем его предшественников, поэтому днем ранее обнародовали первые два пункта из списка.
И здесь удивились даже украинцы.
Оказалось, что победа близка. Нужна лишь такая мелочь, как вступление в НАТО.
От президента к президенту, от революции к революции украинцы мечтают о вступлении в альянс. Поколения сменяют друг друга, тысячи и тысячи захысникив "пропадают без вести" на фронте, а ближе мечта не становится. Порой обещания вступления в НАТО от украинских политиков для своих избирателей напоминают когнитивный тест. И украинцы, увы, из раза в раз его проваливают.
Вся беда в том, что для попадания в заветный клуб с сомнительными перспективами одних манифестаций и запросов во Вселенную недостаточно. Присоединение нового члена к альянсу должно нести какие-то выгоды всем остальным участникам. А с этим у Киева негусто.
Из многообещающих бонусов — только нефигуральная угроза третьей мировой и возможность обмена ударами оружием массового поражения. Предложение эксклюзивное — только, для тех, у кого это оружие имеется.
В общем, маркетинг у украинской заявки в НАТО так себе. Открыто поддержать ее готовы только прибалтийские республики, руководство которых на 50% состоит из ненависти к России и еще на 50% — из готовности прислуживать западным спонсорам.
Есть в плане и второй пункт — разрешение на удары вглубь России. Он тоже, мягко говоря, несвежий. За дальнобойным оружием Зеленский ехал в Штаты еще в сентябре, и западные СМИ вбрасывали, что Киев его получит. Однако вместо грозных JASSM и дозволения использовать уже полученные ATACMS как ему вздумается Зеленский увез из поездки лишь JSOW, которые на фоне украинских запросов скорее напоминают подачку.
Но неунывающий и мужественный командор Зеленский напоминал экипажу терпящего бедствие украинского лайнера, что впереди Рамштайн и уж там-то Киев получит желаемое! Однако здесь уже вмешалось провидение — Байден и Блинкен заявили, что не поедут на саммит из-за урагана "Милтон". Он в итоге оказался не таким грозным, как ожидалось, но саму встречу коалиции в поддержку Украины из-за отсутствия главных лиц решили перенести. Сроки не раскрываются, и пока под вопросом остается, состоится ли саммит при Байдене, или все будут ждать итогов выборов.
Даже если она пройдет при нынешнем хозяине Белого дома, шансов получить желаемое у Зеленского немного. Многие западные политики и военные сходятся на том, что радикально изменить ситуацию на поле боя удары дальнобойным оружием не смогут.
Но это вторично. Обозначенные два пункта демонстрируют кризис идей украинского руководства — ничего нового они придумать не в состоянии. По крайней мере, чтобы не усугубить собственное положение, как это случилось после авантюры в Курской области.
План Зеленского нереализуем, на Банковой это прекрасно понимают. Но он остается у власти до тех пор, пока продолжаются боевые действия. Сколько украинских жизней обходится каждый день правления, его заботит мало. Для него война уже стала единственным способом продолжать существование.
И здесь он с обычным украинцем находится на разных полюсах. А вот сумеет ли это осознать обычный украинец, нам еще предстоит узнать. Как минимум "план победы" — жирная подсказка для тех, кому ради этого плана придется умирать.