Аналитика

"Зеленый" шелковый путь: как Транскаспийский коридор станет низкоуглеродным

Азербайджан как страна, которая принимает климатический саммит COP29, работает в направлении "озеленения" транспортно-логистических коридоров, в которых принимает участие.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 2 окт — Sputnik. "Озеленение" различных сфер экономики как мировой тренд постепенно доходит и до сферы логистики – многие страны переводят свою транспортную систему на экологичное топливо и применяют налоги на выброс.
Со временем крупные транспортно-логистические коридоры также начали "озеленяться" – сокращение выбросов углерода по маршруту логистических коридоров привлекает в них все больше крупных международных компаний.
Азербайджан как страна, которая принимает климатический саммит COP29, также работает в направлении "озеленения" транспортно-логистических коридоров, в которых принимает участие. Так, гендиректор ЗАО "Бакинский международный морской торговый порт" Талех Зиядов заявил, что Азербайджан нацелен на создание "зеленого коридора" вдоль маршрута Среднего коридора от Китая до Европы.
По словам Зиядова, для "озеленения" коридора нужно получить "зеленую" сертификацию портов, а также перевести железнодорожную сеть по линии коридора на чистую энергию.
По словам гендиректора, в 2026 году Европейский союз намерен ввести углеродный налог, и это означает, что при прибытии контейнера на территории ЕС будет обращаться внимание на источник, который использовался при его доставке.
"Если источник не "зеленый", то будет взиматься налог. Наша идея состоится в том, чтобы создать именно коридор, который будет абсолютно "зеленый" от Китая до Европы, и даже если завтра ситуация поменяется, чтобы все хотели использовать именно этот коридор из-за того, что он "зеленый", – добавил Зиядов.
Он отметил, что речь идет об "озеленении" всех видов транспорта, задействованных в перевозках по Среднему коридору, включая контейнеры, порты, суда и железные дороги.

Наработки Азербайджана в сфере "зеленых" железных дорог

Азербайджан на протяжении последних десяти лет ведет работы по поэтапному "озеленению" своих железных дорог – правда, проект носит скорее локальный характер и пока не распространяется на международные железнодорожные линии страны. Так, в 2015 году впервые в железнодорожной инфраструктуре Азербайджана была задействована солнечная энергия для питания тяговых подстанций на участке Баку-Хырдалан-Сумгайыт.
Кроме того, локомотивные депо были оснащены солнечными панелями, а в Баладжарском и Гянджинском депо установлены сотни панелей, которые помимо электроэнергии обеспечивают и теплоснабжение.
В то же время ЗАО "Азербайджанские железные дороги" подписало в 2022 году меморандум с компанией "Масдар" (ОАЭ) об изучении возможностей использования ВИЭ в железнодорожном секторе страны.
Стоит отметить, что железную дорогу на освобожденных территориях Азербайджана также планируется построить в соответствии с "зеленой" повесткой – она будет питаться из ВИЭ.
Наряду с "озеленением" железнодорожных линий в Азербайджане проведены масштабные работы по превращению Бакинского международного порта в "зеленый порт". В результате эта морская гавань стала в 2019 году первым портом в Каспийском регионе, получившим сертификат "Системы экологической экспертизы портов" (СЭЭП) и статус экопорта от Европейской организации морских портов (ЕОМП). Планируется, что до 2035 года Бакинский порт выйдет на нулевые выбросы диоксида углерода.
Ожидается, что следующим этапом в "озеленении" азербайджанской транспортной логистики станет перевод железнодорожных составов, задействованных в международных перевозках, на альтернативное топливо или питание из ВИЭ.

Как будет" озеленен" Транскаспийский коридор?

Для того чтобы Транскаспийский коридор стал "зеленым", все порты, находящиеся на его маршруте, должны получить сертификат "Системы экологической экспертизы портов". В Казахстане, например, порт Актау уже получил статус "зеленого" в 2022 году, а в Туркменистане продолжаются работы по "озеленению" порта Туркменбаши.
Кроме того, важно использовать альтернативное низкоуглеродное топливо или энергию из ВИЭ в железнодорожных и морских перевозках в рамках Среднего коридора. В качестве альтернативы "зеленой энергии" для запуска поездов и судов по Транскаспийскому маршруту можно использовать и водородное топливо – в этом смысле важны разработки и проект Казахстана по его производству и использованию. Страна планирует реализовать масштабный проект по производству водородного топлива стоимость $50 млрд, и ожидается, что произведенный водород будет использоваться и в транспортной сфере страны.
Кроме того, для "озеленения" Среднего коридора важно сократить использование бумаги – это один из обязательных пунктов "зеленой" повестки логистики. В этих целях проводится цифровизация Транскаспийского коридора и создается единая цифровая платформа маршрута.
В 2025 году планируется запустить платформу "Блоковый цифровой коридор", которая объединит документооборот, таможенное оформление и отслеживание грузов на всем пути следования в единую экосистему.
Новости
Китай и Казахстан договорились: грузоперевозки по Транскаспийскому маршруту ускорятся