Аналитика

Хаос вокруг станции метро "20 Января": как улучшить транспортное сообщение Баку-Сумгайыт?

Причиной транспортных проблем в районе "20 Января" являются не автобусные полосы, не такси и частные маршрутки, которые занимаются незаконными пассажирскими перевозками, считает эксперт.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 8 сен — Sputnik. Курсирование автобусов исключительно между автовокзалами Сумгайыта и Баку – неправильный подход, надо наладить между двумя городами отдельные маршруты с автобусами разной вместимости. Об этом Sputnik Азербайджан сказал эксперт по вопросам транспорта, юрист Аршад Гусейнов.

Хаос в районе станции метро "20 Января"

После создания на Тбилисском проспекте в столице автобусной полосы в районе станции метро "20 Января" наблюдается настоящий хаос.
В последние дни "манатные такси" "кучкуются" на территории вокруг этой метростанции. Поскольку стоящие на автобусной полосе такси штрафуют на 100 манатов, они не могут высаживать и забирать пассажиров прямо у метро. Такая ситуация создала проблемы для пассажиров, следующих в города Хырдалан и Сумгайыт, а также в поселок Масазыр. Особенно остро ощущается эта проблема в часы пик утром и вечером, когда люди едут на работу и возвращаются обратно.

ААНТ отправляет пассажиров на автовокзал

В Азербайджанском агентстве наземного транспорта (ААНТ) сообщили Sputnik Азербайджан, что беспорядочная и хаотичная парковка автомобилей в районе станции метро "20 Января", а также перевозка пассажиров частными автобусами из столицы в Сумгайыт приводят к серьезным заторам на Тбилисском проспекте в любое время суток, а это препятствует работе регулярных автобусных маршрутов.
"Благодаря организации специальной полосы движения на Тбилисском проспекте в направлении станции метро "20 Января" созданы комфортные условия, без излишних потерь времени для перевозки пассажиров общественного транспорта. Так, через этот район до Хырдалана следуют автобусы маршрутов № 119 и 135, а до Масазыра – № 525. А граждане, желающие доехать из столицы в Сумгайыт, могут воспользоваться услугами Бакинского международного автовокзального комплекса", – заявили в ведомстве.
В агентстве также отметили, что именно от этого комплекса до автовокзала Сумгайыта курсируют комфортабельные автобусы-экспрессы, интервал движения которых составляет 11 минут.
"Созданная на автодороге Баку-Сумгайыт специальная полоса движения обеспечивает удобную и быструю перевозку пассажиров. Согласно анализу, автобусам, следующим по этой полосе, требуется 25-30 минут, чтобы доехать до конечной остановки. А чтобы быстрее добраться до Сумгайыта, граждане могут сесть на комфортабельные экспресс-автобусы Neoplan", – сообщили в ААНТ.
В ведомстве также отметили, что помимо автобусов-экспрессов в направлении Баку-Сумгайыт курсируют автобусы 21 регулярного маршрута. Конечной остановкой автобусов, отправляющихся из разных районов Сумгайыта, является станция метро "Автовокзал" перед Бакинским автовокзальным комплексом. А оттуда пассажиры могут добраться до любой точки Баку на автобусах от расположенного рядом Центра транспортного обмена.

Как должны быть организованы пассажироперевозки между двумя городами

Гусейнов считает, что причиной транспортных проблем в районе станции метро "20 Января" являются не автобусные полосы, не такси и частные маршрутки, которые занимаются незаконными пассажирскими перевозками.
"Проблема заключается в ошибочном подходе к решению вопроса. Курсирование автобусов только между автовокзалами Баку и Сумгайыта – это неправильный подход. Еще когда Сумгайыт только начинал застраиваться, эти два города представляли собой единую агломерацию. Поэтому их также следует рассматривать как единую зону мобильности. Между этими двумя городами каждый день регулярно ездят десятки и даже сотни тысяч людей, которые живут в одном городе, а работают, учатся в другом", – заявил Гусейнов.
Он добавил, что человек, живущий в современном городе, учитывает два важных фактора для обеспечения своей повседневной мобильности: время, затраченное на дорогу, и стоимость поездки.
По его словам, самый неудачный вариант сочетания этих двух факторов наблюдается при пользовании общественным транспортом между Баку и Сумгайытом, который курсирует по принципу "от вокзала до вокзала". Следует также учесть, что вокзалы в обоих городах расположены при въезде в них, а потому приходится пересаживаться еще и на внутригородской транспорт, при этом иногда менять несколько автобусов или ехать на метро.
"Это приводит к тому, что время поездки среднестатистического пассажира между этими двумя городами составляет около двух часов, а ее стоимость обходится минимум в два маната. Поэтому необходимо организовать общественный транспорт из нескольких точек в Сумгайыте в несколько точек в Баку, в том числе до станции "20 Января", и наоборот. Так, кстати, было и в советское время, и еще лет 15 назад. Такую перевозку пассажиров необходимо восстановить в более современном и культурном виде", – предложил Гусейнов.
Вместе с тем эксперт указал, что маршруты с автобусами разной вместимости должны создаваться с учетом пассажиропотока и инфраструктуры. Железнодорожные пассажироперевозки между двумя городами также должны быть существенно улучшены, подчеркнул специалист.
По его словам, пока будет действовать нынешний подход, спрос на "манатные такси" будет сохраняться. И даже если их уберут со всего района вокруг станции метро "20 Января", они все равно не исчезнут, а лишь "перекочуют" в какое-нибудь другое место, причем тогда их скопление наверняка примет еще более уродливые формы.
Эксперт также считает, что самой большой проблемой для тех, кто едет в поселки на севере Баку и в Хырдалан, является нехватка автобусов, а большинство курсирующих имеет самый низкий уровень комфорта. Если эти проблемы будут решены, то отправляющимся в бакинские поселки и в город Хырдалан больше не понадобятся "незаконные" такси и маршрутки.

Почему пассажиры отказываются от автовокзалов?

Жительница Сумгайыта Хягигят Мирзоева, которая каждый день ездит на работу в столицу, рассказала, что "манатными такси" пользуются многие горожане. Женщина отметила, что ей невыгодно ехать на работу из Сумгайыта в Баку через автовокзал. В этом случае ей от дома до него приходится добираться на автобусе, а потом пересаживаться до автовокзала Баку. После этого ей еще нужно ехать на метро до станции "Мемар Аджеми".
"То есть, если я буду пользоваться исключительно общественным транспортом, чтобы доехать на работу, то каждый день мне придется тратить кучу времени на ожидание автобуса. Но мне удобнее и выгоднее приехать на работу, сев в "манатное такси" возле базара в Сумгайыте и заплатив за поездку всего два маната. Одним словом, автобусами ехать из Сумгайыта в Баку невыгодно ни по времени, ни по деньгам", – сказала Мирзоева.
Именно поэтому все ездят на "манатных такси", добавила женщина. Однако, по ее словам, в последнее время, после того как была создана автобусная полоса на дороге между Баку и Сумгайытом, людям буквально приходится блуждать по окрестным дворам в поисках "манатных такси", чтобы быстро и без проблем доехать домой.
"Если автобусное сообщение между Сумгайытом и Баку и в обратном направлении будет организовано из нескольких точек, тогда мы не будем больше искать "манатные" такси", – поделилась она решением проблемы.
Эксклюзивы
Министерство продолжает наводить порядок в сфере предоставления услуг такси