БАКУ, 9 авг — Sputnik. Каспийское море сегодня представляет особый интерес как для стран Евразии, так и для государств, расположенных вне евразийского пространства. В странах прикаспийского региона на данный момент реализуется множество инфраструктурных проектов в сфере энергетики и транспорта, и основополагающим фактором для осуществления этих инициатив стало сотрудничество соседствующих государств и определение правового статуса Каспия.
В 2018 году произошло историческое событие регионального масштаба, которое предопределило дальнейшее мирное развитие государств прикаспийского региона — в Актау состоялось подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, отметил в ходе видеомоста Баку-Астана-Астрахань главный экономист казахстанского центра прикладных исследований "TALAP" Рахим Ошакбаев.
"Как известно, переговоры шли более 20 лет и оказались довольно сложными. За эти годы было проведено свыше 50 встреч. И теперь правовой статус определен, и Каспийское море является морем дружбы и сотрудничества. В результате соглашения в Актау мы имеем четкие береговые линии, территориальные воды, четко очерченные государственные границы, зоны рыболовства и общие воды," — рассказал Ошакбаев.
По его словам, сегодня страны имеют полное правовое основание проводить инфраструктурные проекты и прокладку трубопроводов по дну Каспийского моря без согласования с соседями.
Так, например, отметил эксперт, Казахстан и Азербайджан реализуют важный и амбициозный проект по прокладке Транскаспийской оптоволоконной кабельной линии протяженностью 360 км, которая пройдет по дну Каспийского моря. Такие проекты теперь реализуются только по договоренности стран-участниц без необходимости получения дополнительного согласия от других государств Каспия, добавил он.
"В эти дни президент Азербайджана участвует в саммите стран Центральной Азии — для Баку данный вектор сотрудничества становится приоритетным. В то же время для Центральной Азии, в частности Казахстана, Азербайджан становится важным партнёром для сотрудничества," — считает казахстанский специалист.
По его словам, Центральную Азию и Южный Кавказ нужно рассматривать как два региона, которые связаны друг с другом. В настоящее время при усилии стран этих двух регионов реализуется масштабный геополитический проект Среднего коридора (Транскаспийский маршрут/ТМТМ).
Государства, по территории которых проходит этот коридор, прилагают серьезные усилия, в том числе политические и инвестиционные, чтобы сделать его конкурентоспособным по отношению к традиционному морскому судоходству, рассказал Ошакбаев.
"Для России становятся исключительно важными любые транспортные коридоры, которые связывают её с Индийским океаном. В этом контексте также важен МТК "Север-Юг", на котором также проводятся инфраструктурные работы, в частности, на территории Ирана," — добавил он.
Безопасность и борьба с последствиями изменения климата
Азербайджан активно участвовал в формировании правового урегулирования деятельности государств на Каспии, рассказал в ходе видеомоста директор аналитического центра "STEM" Орхан Елчуев. Он отметил, что на сегодняшний день из 16 соглашений по Каспию Баку является участником 15 правовых документов.
"Основным драйвером экономических проектов на Каспии являются транслогистические проекты. Развитие портов в Каспийском море — порт Алят в Азербайджане, Актау и Курык в Казахстане и другие — это процесс взаимодополняемости. То есть развитие порта Алят привело к развитию и расширению порта Актау и созданию порта Курык. В то же время развитие инфраструктуры на казахстанском побережье Каспия привело к масштабному развитию портов на азербайджанском секторе Каспийского моря," — рассказал эксперт.
Елчуев считает, что экономический потенциал Каспийского моря не раскрыт до конца. В частности, существует возможность для дальнейшего развития портовой инфраструктуры. Азербайджан, например, рассматривает создание портов в Говсане и Зиря, что является следствием расширения Среднего коридора и проекта "Север-Юг".
"Помимо экономических проектов, для стран Каспийского региона также важны вопросы безопасности, борьбы с терроризмом, наркотрафиком и последствиями глобального потепления," — добавил эксперт.
По его словам, Азербайджан уделяет особое внимание этим вопросам. Несколько лет назад Академия наук АР предложила создать Международный центр Каспия для обсуждения и решения этих вопросов, включая борьбу с последствиями изменения климата, которые также влияют на экономические проекты.
"Для изучения колебаний уровня Каспийского моря все еще используется устаревшая методика 40-летней давности. Современные технологии могут позволить изучать данный вопрос более глубоко," — заметил Елчуев.
Союз ОЭЗ и сотрудничество по перевозкам
По словам заместителя гендиректора АО ОЭЗ "Лотос" Андрея Налимова, в Астраханской области сегодня функционируют две особые экономические зоны.
"Первая, созданная в 2014 году, промышленно-производственного типа. Концепция создания зоны предусматривала насыщение продукцией промышленных предприятий грузовой базы коридора "Север-Юг". В 2019 году было принято решение о создании ещё одной особой экономической зоны, которая в рамках "Север-Юг" обеспечивала бы доставку контейнерных грузов," — рассказал Налимов в ходе мероприятия.
Он отметил, что взаимодействие с портами региона и с особыми экономическими зонами (ОЭЗ) для "Лотоса" в большом приоритете, поскольку привлечение новых резидентов ведётся на основе рекламы региона и хороших логистических возможностей доставки грузов в близлежащие страны.
В то же время, добавил он, недавно на уровне Министерства экономического развития РФ было принято решение о создании союза ОЭЗ Каспийского моря.
"Мы обсуждали данное соглашение с ОЭЗ "Алят", также ведется работа с Казахстаном. Кроме того, в рамках российско-иранской межправкомиссии было подписано соглашение с ОЭЗ "Энзели". Мы надеемся, что механизм союза особых экономических зон позволит расширить перевозку грузов с использованием преференциального режима," — рассказал Налимов.
По его словам, важно освободить СЭЗ не только от налога на производство товаров, но и на транзит товаров. Это будет способствовать развитию международной торговли, свободному перемещению грузов и созданию промышленных цепочек по производству.
"В портовом СЭЗ в Астраханской области особое внимание уделяется перевозке портовых грузов. Если раньше через Астраханскую область в соседние каспийские страны шла металлопродукция и пиломатериалы, то сейчас акцент сместился на зерновые грузы," — рассказал Налимов.
Он отметил, что в Каспийском регионе на сегодняшний день отсутствуют специализированные суда для перевозки контейнеров. В связи с этим было принято решение о строительстве контейнеровозов — на заводе "Лотос", который является резидентом ОЭЗ, в настоящее время строятся четыре специализированных судна, каждое из которых может перевозить по 500 контейнеров. Их планируется использовать в Каспийском регионе для расширения перевозки контейнерных грузов, добавил Налимов.