БАКУ, 8 авг — Sputnik. Казахстан ищет новые маршруты и способы поставок своей нефти на мировой рынок - в стране принят национальный план развития республики до 2029 года, в котором указывается, что Астана намерена реализовать ряд инфраструктурных проектов для диверсификации экспортных маршрутов "черного золота".
При этом Казахстан готов реанимировать некоторые проекты, предполагающие снизить зависимость от Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому сегодня поставляется около 80% казахстанской нефти.
Так, согласно документу, Астана планирует восстановить проект реализации Казахстанской каспийской системы транспортировки углеводородов (ККСТ), который предполагает строительство нефтепровода Ескене-Курык и параллельно увеличение поставок нефти через территорию Азербайджана.
Скажем сразу - проект не новый, он обсуждался еще в 2006 году, когда две страны впервые договорились о транзите казахстанской нефти через инфраструктуру Азербайджана. Рассматривается реализация сразу двух вариантов ККСТ - танкерами из казахстанских портов до территории Азербайджана, и дальнейшее перекачка "сырья" по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).
Второй вариант - перевозка казахстанской нефти танкерами до Бакинского порта, затем его загрузка на железнодорожные цистерны и отправка до грузинского порта Батуми, где Казахстан владеет нефтеналивным терминалом.
Мощностей поставок больше, чем самой нефти
Стоит отметить, что сегодня для транспортировки казахстанской нефти задействованы сразу четыре нефтепровода, из которых два (КТК и Узень-Атырау-Самара) доставляют сырье в Россию, с дальнейшей отправкой на мировой рынок, и еще два (Атасу–Алашанькоу и Кенкияк–Кумколь) - в Китай. При этом совместные мощности транспортировки нефти по данным нефтепроводам составляют 127 млн тонн при общей добыче нефти в Казахстане в объеме 90 млн тонн в прошлом году, из которых на экспорт было отправлено только чуть более 70 млн тонн.
Начиная с 2023 года, Казахстан активно развивает направление экспорта нефти через территорию Азербайджана и по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан - за прошедший год по БТД было экспортировано всего 1,5 млн тонн нефти. Однако стороны намерены поэтапно увеличить объемы транзита из Казахстана сначала до 2,2 млн тонн в год, а затем до трех миллионов. Согласно новому Национальному плану страны, в среднесрочной перспективе по Транскаспийскому маршруту (Средний коридор/ТМТМ) планируется увеличить транзит нефти до 7 млн тонн в год.
В то же время с подачи Азербайджана рассматривается реанимированное трубопровода Баку-Супса, который будет использоваться только для прокачки казахстанской нефти. Обсуждается транспортировка по этому маршруту от 3 до 5 млн тонн казахстанской нефти в год.
Нефтедобывающая платформа
© iStock.com / Armastas
То есть, при экспорте фактических 70 млн тонн Казахстан располагает мощностями прокачки до 139 млн тонн в год. Возникает справедливый вопрос - зачем стране вкладывать дополнительные ресурсы для увеличения транзита "черного золота" через территорию Азербайджана?
Новые рынки и покупатели
Казахстанская нефть по КТК поступает в порт Новороссийска, где реализуется в причерноморские страны, или через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы попадает на международный рынок. При этом понятно, что проход через них увеличивает расходы грузоотправителя, из-за чего Астана рассматривает другие маршруты сбыта своего сырья.
В таком случае поставки казахстанской нефти по территории Азербайджана и инфраструктуре БТД позволяют вывезти сырье из Казахстана напрямую в Средиземное море. А возможная прокачка нефти по Баку-Супса позволит Казахстану диверсифицировать выход в Черное море.
Кроме того, как известно, против российской экономики сегодня вводятся многочисленные санкции со стороны Запада, поэтому, несмотря на то, что трубопроводная система РФ все еще находится вне ограничений, Астана пытается обезопасить экспорт своего главного товара.
Вопрос заключается в том, сколько будет стоить Казахстану альтернативный маршрут экспорта нефти. Так, эксперты посчитали, что поставки сырья через КТК обходятся отправителям нефти в почти $40 за тонну, тогда как транзит по БТД - в $100 за тот же объем.
ККСТ - нужны миллиарды
Реализация проекта Казахстанской каспийской системы транспортировки углеводородов (ККСТ) была отложена ранее из-за ряда причин, среди которых высокая цена проекта, а также невозможность для Казахстана достичь роста экспорта нефти до планируемых ранее 150 млн тонн в год.
Так, проект ККСТ предусматривает строительство нового трубопровода Ескене-Курык протяженностью 770 км, а также увеличение перевозок нефти танкерами между портом Курык и Баку. Для увеличения транзита нефти по Транскаспийскому маршруту нужно будет задействовать дополнительные танкеры, для этого и Казахстан, и Азербайджан ведут активную работу.
Так, в марте прошлого года Казахстан и ОАЭ договорились увеличить танкерный флот для транспортировки нефти по Каспию. Кроме того, стороны решили совместно развивать морской порт Курык.
Добыча нефти
© iStock.com / ArtEvent ET
Кроме того, в новом Нацплане Казахстана рассматривается строительство морских терминалов на казахстанском и азербайджанском побережье Каспийского моря, а также специального крупнотоннажного танкерного флота для дальнейшего увеличения транскаспийских перевозок до 20 млн тонн нефти в год.
Стоит отметить, что при обсуждении реализации проекта ККСТ еще в предыдущие годы заявлялось, что он обеспечит транспортировку казахстанской нефти по БТД в объеме с 25 до 38 млн тонн в год.
При этом изначально проект оценивался в 4 миллиарда долларов, что повлияло на решение о заморозке проекта. Однако сегодня компании из ОАЭ и Саудовской Аравии, которые намерены закрепиться в новых для них центральноазиатском и южнокавказском регионах, могут стать участниками проекта ККСТ, что облегчит вопрос финансирования проекта.
У Баку спросили?
Очень важно отметить, что хотя Азербайджан и транспортирует казахстанскую нефть через свою территорию и инфраструктуру, ряд экспертов полагает, что Баку не так уж и выгодно смешивать с ней свое "черное золото".
Так, для прокачки по нефтепроводу БТД важно, чтобы была такая марка сырья, которая по своим химическим характеристикам близка к азербайджанской, менее сернистой. А казахстанская нефть относится к высокосернистым сортам.
Таким образом, когда казахстанская нефть поступает в БТД, она смешивается с азербайджанской, и на выходе в Джейхане получается сырье более низкой стоимости.
Именно поэтому Азербайджан предложил казахстанской стороне транспортировать нефть по трубопроводу Баку-Супса, который обслуживал бы только казахстанскую нефть.
Таким образом, Баку предложил оптимальный вариант, согласно которому нефть из Казахстана будет поступать через инфраструктуру Азербайджана и получит альтернативный выход на международный рынок, а азербайджанское сырье сохранит свое качество и покупателя.
Учитывая амбициозные планы Астаны по диверсификации маршрута экспорта, стоит ожидать, что Казахстан оценит предложение Азербайджана и включит Баку-Супсу в свой приоритетный маршрут поставок.