Аналитика

Пока мировые державы выясняют отношения, ИГ* восстанавливает силы

Эксперты фиксируют активизацию деятельности экстремистов и изменение методов вербовки ими сторонников.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 17 июл — Sputnik. По оценке Центра по примирению враждующих сторон в Сирии, с начала года террористическая организация "Исламское государство" (ИГ)* отметилась уже полусотней терактов на территории арабской страны, а также вылазками в Афганистан и Пакистан. Жертвами теракта в иранском городе Керман стали 95 человек, а 300 участников траурной церемонии в память о покойном генерале Сулеймани получили ранения. Эксперты по международной безопасности отмечают, что, судя по интенсивности террористических атак, в этом году ИГ намеревается вдвое превысить показатели 2023 года.

США преждевременно объявили о разгроме исламистов

В марте 2019 года об окончательной победе над "Исламским государством" объявили поддерживаемые США "Сирийские демократические силы" (СДС), после чего эту новость с триумфом повторил американский президент Дональд Трамп. Тогда же пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс заявила, что "халифат в Сирии уничтожен" и ИГ больше не контролирует никакие территории. Она добавила, что в Сирии на некоторое время останется контингент из 400 американских военных.
Постоянный представитель Сирии в ООН Башар аль-Джаафари назвал блефом заявления США об окончательной победе над террористами.
"С ИГ в Сирии еще не покончено. Россия, Сирия - вот те, кто по-настоящему воюет с ИГ, а не США и их союзники", - говорил аль-Джаафари.
Как показало время, именно аль-Джаафари, а не Трамп и Сандерс, оказался прав в своих высказываниях. Еще один немаловажный факт по поводу высказываний американцев состоит в том, что войска США до сих пор не ушли из Сирии и держат под своим контролем основные нефтеносные районы этой страны.

ИГ перестраивается под современные реалии

После того как ИГ утратило контроль над 50 тыс. квадратных километров территории в Сирии и Ираке, остатки организации сумели перестроиться и сохранить боеспособность в новых условиях. По данным ООН, группировку фанатиков в несколько тысяч человек, которые стремятся восстановить "халифат", по-прежнему не следует сбрасывать со счетов. Вытесненные в пустыни и изолированные в подземных ходах и пещерах приверженцы ИГ сохраняют связи с экстремистами по всему миру.
Именно интернет является в наши дни глобальным полем противостояния с ИГ. По мнению специалистов, от разумно выстроенной модерационной политики в соцсетях зависит, сможет ли вытесненный в подполье "халифат" возобновить успешную пропаганду среди молодежи в надежде восстановить свои позиции или же будет окончательно низвержен. Пока ИГ активно использует социальные сети для вербовки своих последователей по всему миру, создает новые ячейки и "взращивает" боевиков.
Террористы быстро приспосабливаются к новым реалиям, используют киберпространство и современные технологии, свои связи с организованной преступностью, а также пробелы в национальных законодательствах. При этом ИГ все более активно привлекает в свои ряды людей, движимых расовой, этнической и политической нетерпимостью, а деструктивная политика западных держав стимулирует рост количества таких элементов в обществе.
Согласно данным ООН, в последние годы филиалы этой террористической группировки появились в Южной и Юго-Восточной Азии, в регионе Сахель, в государствах бассейна озера Чад, а также в странах Южной и Восточной Африки. Во всемирной организации отмечают необходимость перекрытия каналов их финансирования, что, судя по всему, делается не так успешно. А с учетом того, что основные мировые финансовые потоки контролируются США, несложно предположить, кто несет ответственность за неудачи в этой области.

Помехи в борьбе с международным терроризмом

Так уж сложилось, что международные террористические организации быстрее и успешнее кооперируются с единомышленниками, чем ведущие мировые державы между собой. Несмотря на многочисленные документы, принятые с целью ужесточения борьбы с международным экстремизмом и терроризмом, налицо существование двойных стандартов в подходе к этому вопросу. Доходит до того, что террористы фактически подразделяются на "своих" и "чужих", на "плохих" и "хороших".
В зависимости от этого формируется политика в отношении террористических организаций на данном конкретном отрезке времени. Такой подход сыграл злую шутку с США и их партнерами в отношении "Аль-Каиды"*, которую создавали для борьбы с советскими войсками в Афганистане, а в итоге получили 11 сентября, с "Талибаном"**, который также созрел на этой почве. Похожая политика проводится в отношении Сирийских демократических сил, которые США вооружают и обучают для борьбы против правительства Башара Асада в Сирии, а сами СДС занимаются подготовкой и осуществлением терактов на территории соседней Турции.
Нечто похожее наблюдается и в отношении ИГ, которое фактически было создано на базе "Аль-Каиды". Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на громкие заявления в отношение стран Запада со стороны участников этой террористической организации, они очень редко совершают атаки против американцев. Возникало ощущение, что при принятии решений кто-то останавливает их от совершения опрометчивых шагов в отношении США.
Наиболее громкие теракты ИГ в последние годы организовывало в мусульманских странах различного толка, в частности в Турции, Иране, Пакистане и Афганистане, а также в уважительно относящейся ко всем религиям России.
В такой ситуации наиболее верным решением вопроса борьбы с терроризмом может быть следование принятым в ООН резолюциям, которые гласят, что терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности и что любой акт терроризма преступен и не подлежит оправданию вне зависимости от мотивов и того, кем и когда он был совершен. А в Совете Безопасности ООН было принято заявление о том, что терроризм не должен ассоциироваться с какой-либо религией, национальностью или этнической группой.
В принципе, все достаточно просто. Получается, что для искоренения терроризма достаточно исключить безобразные желания некоторых стран использовать террористов для достижения своих корыстных целей в отношении оппонентов на международной арене. Таким образом, недавние события в Ираке и Сирии должны стать уроком для этих стран. Ведь террористические организации имеют обыкновение выходить из-под контроля своих создателей и становиться неуправляемыми. В таких ситуациях они становятся столь же опасными для своих создателей. За примерами далеко ходить не надо.
*Террористическая организация, запрещенная в России
**Организация находится под санкциями ООН