Эксклюзивы

Рост цен на топливо: электромобили в Азербайджане стали вытеснять традиционные авто

В настоящее время автосервисы в Азербайджане не ремонтируют электромобили, ввезенные из Китая, то есть по факту произведенные для американского и других рынков и не предназначенные для европейских стран.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 16 июл — Sputnik. После повышения цен на топливо привлекательность электромобилей в Азербайджане возросла. Об этом заявил эксперт по транспортным вопросам Эльданиз Джафаров на мероприятии в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан, посвященном вопросам стимулирования использования электромобилей.
По словам эксперта, за последнее время в стране вырос интерес к электрическим и гибридным авто. Он добавил, что поскольку повышение цен на топливо даже на 10-20 гяпиков заметно влияет на финансовое положение большей части населения, автомобилисты начинают отдавать предпочтение тем машинам, эксплуатация которых позволяет экономить на топливе.

Подорожание топлива "подогрело" интерес к электромобилям

Джафаров указал, что ранее в условиях роста цен на топливо люди продолжали ездить на традиционных автомобилях с двигателями внутреннего сгорания в силу отсутствия электромобилей.
"Теперь наличие электрокаров позволяет делать выбор. Люди начали покупать электро- и гибридные автомобили с целью экономии, эта тенденция усиливается с каждым днем. Если так будет продолжаться, машины на электротяге займут доминирующее положение на авторынке. Их продажи уже начали оказывать влияние на рынок продаж традиционных автомобилей", – пояснил эксперт.

Отсутствие зарядных станций

Эксперт отметил, что для стимулирования покупки электромобилей необходимо ускорить строительство соответствующей инфраструктуры. Хотя интерес к электрокарам и "гибридам" растет, отсутствие зарядных станций отбивает у людей желание покупать их.
"Еще два года назад количество зарядных станций для электромобилей в стране не превышало 40, при этом большинство из них были частными. Но сейчас, согласно информации госструктур, количество зарядных станций, организованных "Азеришиг" (Azərişıq), уже превысило 100. Но опять-таки это очень маленькая цифра для страны с населением в 10 млн человек. Люди не смогут поехать из Баку в регион на электромобиле, так как это приведет к длинным очередям на зарядных станциях", – рассказал специалист.

Предприниматели не инвестируют в эту сферу

Джафаров считает, что бизнесу стоило бы проявить больший интерес к данной сфере, ведь ввоз оборудования для зарядных станций освобожден от пошлин. Но даже несмотря на это, бизнес-структуры не заинтересованы в подобных инвестициях.
Возникает вопрос: почему? Скорее всего, есть проблемы с покупкой энергии у государства и перепродажей ее населению (автомобилистам), подчеркнул эксперт.
В связи с этим в законодательстве должны быть предусмотрены льготы, определены конкретные тарифы. Кроме того, необходимо ввести требование, чтобы на всех АЗС обязательно были и зарядные станции для электромобилей, предложил Джафаров.

Автосервисы не обслуживают электрокары, ввезенные из Китая

Джафаров подчеркнул, что также является проблемой отсутствие обслуживания электромобилей. В настоящее время сервисы не ремонтируют машины на электротяге, беспорядочно ввезенные из Китая, то есть произведенные для американского и других рынков и не предназначенные для стран Европы. Следует отметить, что в Азербайджане уже определен госстандарт на ввозимые в страну электромобили.
"Таможня будет определять, соответствуют ли данные автомобили стандарту или нет. Это означает, что со следующего года беспорядочному ввозу электрокаров в страну будет положен конец: не предназначены для европейского рынка не будут ввозиться", – указал эксперт.

Вырастут ли цены на авторынке?

Специалист также спрогнозировал изменение цен на авторынке. По его словам, определенные требования к году выпуска и цвету автомобилей такси привело к росту цен на белые и красные машины, а также автомобили, время эксплуатации которых не превышает 8-15 лет.
По словам Джафарова, сейчас серьезной проблемой стало наличие на рынке страны подержанных, старых автомобилей.
"После девальвации люди начали покупать за границей подержанные автомобили и привозить их в страну, что породило проблемы. Теперь вопрос в том, как избавить страну от этих машин, ведь утилизация автомобилей у нас не является обязательной ", – отметил эксперт.
Для информации отметим, что в прошлом году Азербайджан импортировал 3 102 электромобиля на $125 млн 268,4 тыс. и 14 098 гибридных автомобилей на $386,294 млн. Это соответственно в 7,1 и 6,4 раза больше, чем в 2022-м, и в 36,2 раза и 19,4 раза больше, чем в 2021-м.
Эксклюзивы
Где в Азербайджане появятся станции зарядки электромобилей?