Аналитика

Реформатор или консерватор: кто из кандидатов в президенты Ирана устраивает Азербайджан?

Исходя из достигнутых ранее договоренностей, двусторонние отношения будут развиваться независимо от того, кто будет избран президентом Ирана, считает экс-депутат.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 4 июл — Sputnik. На президентских выборах, прошедших в Иране, победитель пока не определился. Девятый президент страны будет избран во втором туре, который состоится 5 июля.
По данным ЦИК Ирана, в голосовании приняли участие более 24,735 млн человек, или 40% зарегистрированных избирателей. На 58 600 избирательных участках бывший министр здравоохранения Масуд Пезешкиян, считающийся представителем реформаторов, получил более 10,415 млн голосов, или 43%, а Саид Джалили - представитель верховного лидера Ирана Сейеда Али Хаменеи в Совете национальной безопасности, представляющий консерваторов, получил более 9,437 млн голосов, или 38%.
Борьба во втором туре развернется между этими двумя кандидатами.
В армянских СМИ подчеркивается этническая принадлежность Пезешкияна и выражается обеспокоенность по поводу его возможного избрания на пост президента Ирана.
Масуд Пезешкиян
Так кто же для Азербайджана предпочтительнее - Пезешкиян или Джалили?
Политолог Тофиг Аббасов и экс-депутат Милли Меджлиса (парламента) Джейхун Мамедов поделились своим мнением по этому поводу со Sputnik Азербайджан.
Тофиг Аббасов считает, что для Азербайджана предпочтительнее победа Масуда Пезешкияна.

"Не только потому, что он по происхождению азербайджанец. Пезешкиян достаточно прагматичный политик. Он входил в руководство Ирана и занимал высокие посты. Этот человек хорошо знает общество и не сторонник радикальных подходов. С другой стороны, он хорошо знаком с семантикой нашего региона, в том числе с точки зрения отношений с Азербайджаном. Так что было бы лучше, если президентом стал именно такой человек", - сказал политолог.

Тофиг Аббасов
По его мнению, Масуд Пезешкиян может продолжить политику покойного президента Ибрагима Раиси.
"Саид Джалили по сравнению с Пезешкияном является сторонником радикальных шагов. Деятельность Саида Джалили в период, когда он был представителем Ирана в МАГАТЭ, не принесла дивидендов его стране. Поэтому Саид Джалили считается человеком, который "навлек на Иран санкционные беды". Джалили никогда не скрывал своей бескомпромиссной и радикальной позиции. И такие его взгляды уже заставляют людей нервничать", - сказал политолог.
Он также отметил, что иранские избиратели очень внимательны к таким вопросам.
Саид Джалили

"В этом можно убедиться, если посмотреть на регионы, которые поддерживают кандидатов на пост президента. У Пезешкияна больше сторонников на северо-западе Ирана, а также в провинции Систан и Белуджистан. У Джалили много сторонников в Мешхеде, Хорасане и Куме. Однако нельзя забывать, что к должности президента есть свои требования. С этой точки зрения избранным лицам приходится идти на определенные компромиссы. Но в любом случае для Азербайджана предпочтительнее Пезешкиян", - сказал Аббасов.

Джейхун Мамедов отметил, что поскольку Иран как государство имеет уникальное политическое устройство, то независимо от того, кто из двух упомянутых кандидатов будет избран на пост президента, отношение к Азербайджану вряд ли изменится.
Джейхун Мамедов

"В Иране вопросы решаются в соответствии с государственными интересами. Следует также отметить, что разногласия между Ираном и Азербайджаном остались в прошлом. Исходя из достигнутых некоторое время назад договоренностей, двусторонние отношения будут развиваться независимо от того, кто будет избран президентом", - сказал Мамедов.

По словам бывшего парламентария, Иран и Азербайджан продолжат предпринимать шаги по дальнейшему укреплению отношений.

"В Иране, как мы знаем, все зависит от позиции верховного лидера. То есть избрание или неизбрание этнического азербайджанца не будет играть определяющей роли в отношениях с Азербайджаном. Иран будет предпринимать шаги в соответствии со своими интересами. Так что опасения Армении по поводу избрания Пезешкияна более чем наивны. То есть главное не это, а позиция государственного аппарата и верховного лидера Ирана", - считает экс-депутат.

Новости
В Иране наступил день тишины перед вторым туром выборов президента