Эксклюзивы

Кто заменит учителей-"двоечников": школы в регионах Азербайджана ждет кризис?

Министерство науки и образования должно иметь соответствующую социально-экономическую программу, чтобы можно было привлечь учителей к работе в регионах, считает эксперт.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 2 июл — Sputnik. Большая часть не прошедших сертификационный экзамен учителей оказалась из регионов, поэтому возникает вопрос: не приведет ли это к дефициту преподавателей в районах.
Министр науки и образования Азербайджана Эмин Амруллаев в ходе выступления на мероприятии "Сертификация 2024: профессиональный педагог – качественное образование", проходившем в Университете AДA, заявил, что "в Астаринском районе придется распрощаться с каждым третьим учителем", так как у многих из них были неудовлетворительные результаты на экзамене.
Отметим, что на сертификационных экзаменах в этом году учителя из Астаринского района оказались "лидерами" в списке регионов с самым низким средним баллом (0-29) по предметам начальной школы. А их коллеги из Тертерского, Бардинского и Дашкесанского районов набрали наименьший средний балл в диапазоне 0-29 баллов по предмету "Азербайджанский язык и литература".
"Учителя из Гедабейского, Гёйгёльского и Агджабединского районов набрали самый низкий средний балл по математике, а у преподавателей из Агджабединского, Астаринского и Лерикского районов был самый низкий средний балл по иностранному языку", - заявил министр.
По словам Амруллаева, в ближайшие годы контингент преподавателей обновится на 20%, и "новички" будут показывать высокий результат на сертификационных экзаменах.
Но вот вопрос: будут ли работать в районных и сельских школах учителя, которые успешно прошли сертификацию?
На сегодняшний день в регионах существует серьезная нехватка грамотных учителей-предметников.
Так, согласно отчету уполномоченного по правам человека (омбудсмена) Азербайджана за 2023 год, в средних школах, расположенных в некоторых отдаленных селах и городах, наблюдается нехватка кадров. В докладе отмечается, что квалифицированные учителя в регионах в случае необходимости преподают помимо собственного предмета и другие, что приводит к снижению качества образования, а также серьезному недовольству учащихся и родителей.
Министр науки и образования Азербайджана Эмин Амруллаев
Но в Министерстве науки и образования АР в ответ на запрос Sputnik Азербайджан сообщили, что ежегодно достаточное число преподавателей подает документы для участия в сертификационных экзаменах и "никакого дефицита кадров нет".
"В случае увольнения преподавателя в школах, где нет нехватки учителей, освободившееся место не объявляется вакантным, а часы уволившегося распределяются между другими преподавателями", - говорится в ответе.
В нем также отмечается, что учителей, с которыми трудовые договоры расторгнуты из-за неудовлетворительного результата сертификационного экзамена, заменяют преподавателями, показавшими на этом экзамене высокий результат. Как итог, средняя учебная нагрузка на преподавателей учебного заведения увеличивается, считают в ведомстве

Как привлечь учителей в регионы?

Эксперт по вопросам образования Эльчин Эфенди сказал Sputnik Азербайджан, что считает правильным расторжение трудового договора с учителями, которые не прошли сертификацию. По его мнению, в регионах вакантные места учителей, срезавшихся на сертификационном экзамене, занимают учителя, успешно сдавшие его.
"Правда, бывают и исключения, когда в некоторых регионах имеются вакансии, но кандидаты в ходе ежегодного конкурса не спешат выбирать эти места. Для решения этой проблемы профильным учреждениям следует реализовать определенные меры стимулирования. В сельских школах в качестве таких мер можно применять оплату аренды жилья и коммунальных услуг", - сказал эксперт.
По мнению специалиста, сельских учителей можно обеспечить землей и принять другие меры социального стимулирования, потому что причина, по которой они не работают в отдаленных горных селах, упирается в финансы. И поэтому Миннауки и образования должно иметь соответствующую социально-экономическую программу, чтобы можно было привлечь учителей к работе в регионах
Он добавил, что преподавание нескольких предметов одним учителем просто гарантирует, что эти уроки будут проведены, но в таком случае учащиеся не получают качественного образования.
Председатель Ассоциации молодых ученых, докторантов и магистров Азербайджана Ильгар Оруджев сообщил Sputnik Азербайджан, что результаты сертификации учителей подтвердили, что в школах существует определенная нехватка преподавателей.
"Мы и до сертификации знали, что есть ряд проблем со знаниями учителей, работающих в школах. Но сертификация дала нам конкретные данные", - сказал Оруджев.
Он заявил, что система образования Азербайджана должна избавиться от неграмотных учителей, даже если это создает недовольство и проблемы. Оруджев надеется, что даже в самых отдаленных селах неграмотные учителя постепенно будут заменены преподавателями, успешно прошедшими сертификацию.
Новости
Глава Минобразования Азербайджана предупредил директоров школ - проверки продолжатся